Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Наш школьный двор

Наш школьный двор

Полянцева Л.Н., учитель географии КГУ «Школа-гимназия № 10» акимата г. Усть-Каменогрск

            
Школьный двор – это визитная карточка  любого образовательного учреждения. Верно говорят: «Театр начинается с гардероба ,а школа со школьного двора» Я думаю что это верно, потому что двор - это «лицо» школы.                                                                                                                                       
             Школа-гимназия находится практически на пересечении трех прилегающих улиц, поэтому школьная территория берет на себя большую нагрузку по проходимости людей и  от этого зависят особенности нашей территории.  Общая площадь территории-24249 кв .м. Из них под клумбы и ландшафтные уголки отведено около 16854кв.м. Площадь тропиночной сети- 968 кв.м. Асфальтное покрытие школьного двора-4180 кв .м .Школьное здание занимает территорию-3215кв.м.

            Почва пришкольного участка супесчанная, с низким содержанием гумуса. В почве много гальки и гравия. Она подвержена процессу ветровой эрозии. Кроме того подвержена загрязнениям химическими элементами, особенно тяжелыми металлами: свинцом ,цинком, медью и другими.
           Структура нашего школьного двора создана деревьями и кустарниками.  Они жестко держат формы, дают необходимые вертикальные и горизонтальные линии и объемы на участке. Из-за естественного старения видового состава деревьев ,а он у нас несколько однообразен: береза, тополь, клен, ясень ,рябина, ель. В прошлом и в этом учебном году старые деревья убираются и высаживаются молодые. При посадки саженцев деревьев мы стараемся разнообразить видовой состав. В прошлом учебном году высадили более пятидесяти штук саженцев: рябины, ели, березы. На участке есть и кустарники. Они образуют живую изгородь. Кустарники находятся в хорошем состоянии, во время цветут и плодоносят, периодически подвергаются стрижке. Растения нижнего яруса составляют разнотравье: осот полевой, тысячелистник, молочай,  полынь горькая, полынь полевая, цикорий и другие.
              Содержание и организация работы на пришкольном участке.
             1.Работа на пришкольном участке осуществляется по учебно-производственному плану, утверждённому приказом директора школы.
             2.Трудятся обучающиеся на участке во время пятой трудовой четверти согласно утвержденного директором школы графика. Весенние (апрель, май) и осенние  (сентябрь, октябрь) работы проводятся во внеурочное время под руководством классного руководителя и родителей класса.
             3. Во время летней трудовой практики учащиеся обязаны отработать на участке время, установленное данным положением по графику, составленному руководителем пришкольного участка, утверждённым директором школы:
5 класс – 5 дней по 3 часа
6 класс – 5 дней по 3,5 часа
7,8,9 классы – 5 дней по 4 часа
             4. От прохождения летней трудовой практики освобождаются приказом директора школы учащиеся по состоянию здоровья на основании медицинского заключения.
             5. Заместитель директора по ВР осуществляет общее руководство работой на участке, развитием материальной базы, привлечением предприятий, общественных организаций, родителей, к участию организации работы на участке.
             6. Непосредственное руководство на участке осуществляет назначенный директором школы руководитель пришкольного участка. Руководитель несёт ответственность за состояние участка и содержание работы на нём, инструктирует учителей, технический персонал, привлекаемых к работе на участке.
             7. Заместитель директора по АХЧ принимает меры по своевременному обеспечению инвентарём, водой для полива растений, охрану территории пришкольного участка.
             8.Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, следят за трудом обучающихся, обучают их правилам безопасной работы, обеспечивают соблюдение правил ТБ, а так же осуществляют надзор за исправным состоянием оборудования и инвентаря и обеспечивают его сохранность.
           Основываясь на план-схему (рис№1), весь пришкольный участок разделен на отдельные участки, которые распределены между классами. Ответственные за закрепленные участки - классные руководители. Каждый класс ежегодно  представляет проект благоустройства своего участка с соответствующей аргументацией. Им в помощь учителя биологии подобрали и предложили наименование видового состава растений с учетом красочности и нарядности клумб.
          Особой  гордостью нашей школы является розарий. Он был разбит более пяти лет назад, когда сразу было высажено двести кустов роз. Ежегодно идет подсадка кустов и расширение площади розария, а также замена погибших кустов новыми. Активное участие в работе на участке принимают родители наших учащихся, за что мы им очень благодарны. Наши дети с удовольствием работают на пришкольном участке.
        Я думаю, что  слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»,-  актуальны сегодня как никогда.   Значимость этих слов важна и сегодня  потому, что   трудовая подготовка – это подготовка к самостоятельной жизни молодого человека. Ведь труд – основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья. Социально, духовно и морально зрелая личность – это личность с высоким уровнем культуры, с качествами гражданина, патриота, семьянина, труженика.
          Результаты нашей работы налицо. Наша школа-гимназия неоднократно занимала призовые места в городских конкурсах:  «Цветущий двор»  - 2014 году в номинации « Лучший розарий», а в 2015 году - в номинации «Лучший ландшафтный дизайн и декоративно-художественное оформление»