Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Экологический марафон «Лесная братва» (для детей старшего дошкольного возраста)

Экологический марафон «Лесная братва» (для детей старшего дошкольного возраста)

Прошкина Людмила Петровна, методист КГУ «Санаторный детский сад- ясли №103» акимата г.Усть-Каменогорска

Страшко Татьяна Викторовна, воспитатель КГУ «Санаторный детский сад- ясли №103» акимата г.Усть-Каменогорска

Решение задач по формированию основ экологической культуры детей стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования и воспитания в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность?  

 

В нашем санаторном детском саду используется проведение экологического марафона как одной из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. Экологический марафон – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные станции, на которых дети вместе с родителями выполняют разнообразные задания.

Такая организация работы с родителями является активной формой взаимодействия детского сада и семьи, способствует повышению эффективности проводимого мероприятия за счёт создания благоприятной обстановки сотрудничества родителей и детей, способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и их родителей.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством марафона является его информативность. Получаемые впечатления выступают источником преимущественно познавательной информации, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных анализаторов обучаемого.

В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Целый ряд пособий для деятельности и игр дошкольников в зоне марафона можно создать своими руками, из бросового материала. 

Экологический марафон, кроме образовательных задач может быть использован для организации мониторинговой и проектной деятельности, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал экологического марафона, в детском саду стали традиционными природоохранные акции: «Берегите птиц», «Подари цветок детскому саду», «Посади дерево».

Разноуровневая, доступная, интересная информация на станциях даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность маршрута 30-35 минут. 

Экологический марафон может использоваться во все сезоны года.

Участниками марафона могут быть дети, начиная со средней группы, родители, педагоги.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологическим станциям.

Ход мероприятия:

1.Построение команд в музыкальном зале

2.Приветствие команд (название, девиз)

 Вступительное слово  

-Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по экологической тропинке. Впереди нас ждут интересные встречи и познавательные задания.  

-Ребята, нам пришло письмо по электронной почте. Давайте посмотрим его (в видеописьме герой просит детей помочь ему собрать его лесных друзей, которые спешно покинули лес).

Командиры получаю маршрутные листы, и дети с родителями отправляются по станциям. За каждый правильный ответ или задание получают фишку, на каждой станции выручают одного героя.

станция №1 «Чистая вода»

Задание:собрать фильтр из подручных материалов, профильтровать воду.

Ход:

- Здравствуйте. Расскажите, что привело вас сюда?

- Тогда уж сначала вы мне помогите. Здесь у меня грязная вода. Как вода называется по-казахски (су)? Придумайте, как можно очистить её. Посмотрите, у меня есть стаканчики с отверстиями в донышке, есть целые стаканы, речной песок, крупнозернистый песок и угольная пыль. Соберите из этого фильтры для воды. Тогда вы сможете помочь лесным жителям.

Дети с родителями собирают фильтры, наливают воду.

-В каком фильтре вода фильтруется быстрее всего? В каком самая чистая?

- В природе грунтовая (это значит подземная) вода проходит через множество слоёв, которые задерживают всю грязь и очищают воду. Поэтому родниковая вода считается самой чистой и полезной водой.

Дети с родителями наблюдают за процессом очистки воды, высказывают своё мнение.

- Вы отлично справились с заданием, у вас получилось спасти зайчика (вручает персонажа). Спасибо вам, ребята. До свидания.

Станция №2 «Чистый лес»  

Задание:собрать и рассортировать мусор по контейнерам соответствующего цвета.

Предварительная работа с детьми и родителями: сбор ТБО для игры, изготовление плаката «Чистый город. Начни с себя».

Ход:

Ведущий обращает внимание детей на плакат «Чистый город. Начни с себя». Показывает слайд-шоу.

Задает вопросы:

- Что вы видите на плакате?

- Почему урны разного цвета?

- Как можно разделить мусор, на какие группы? (стекло, бумага, пластик и прочие отходы)

Предлагает детям поиграть, очистить лес от мусора, но так, чтобы в синем контейнере было все предметы из бумаги, в зеленом – пластиковые предметы, в красном – прочие отходы, в желтом – стекло.

Дети собирают «мусор», определяют его назначение и выбрасывают в контейнер с соответствующей надписью (стекло не используется в игре. Детям просто показывают контейнер для стекла). По окончанию сбора мусора, проверяют, правильно ли они рассортировали предметы.

В конце игры ведущий вручает приз, спасенного игрушки ежа.

Станция №3 «Лесной дозор»  

Задание:оформить плакат «Правила поведения в лесу».

Предварительная работа с детьми и родителями: беседы о правилах поведения в природе, заготовка рисунков на соответствующую тематику.

Оборудование: Запрещающие знаки в природе, брошюры «Правила поведения в природе», вырезанный материал, ватман, клей, ножницы, фломастеры.

Ход:

- Здравствуйте, ребята!  

-В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает.

-А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и «Нет».

1.На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой

— Мусор унесли с собой! Правильно? (Да)

2.Можно по лесу гулять,

Ветки с дерева ломать? (Нет)

3.Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста

 — Не осталось ни цветка! Правильно?(нет)

4.Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5.Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно? (да)

-Молодцы, хорошо вы знаете правила порядка в лесу.

-А сейчас для закрепления правил поведения в лесу и для тех, кто ещё не знает, как вести себя мы сделаем плакаты.

Оформляют с помощью родителей плакаты

Станция №4 «Муравьиные бега»

Задание: построить муравейник из бросового материала (коробочки из-под йогурта, стаканчики из-под сметаны).

Предварительная работа:

Просмотр познавательного фильма «Как устроен муравейник»

Ход:

Воспитатель встречает детей, предлагает построить муравейник из баночек из-под йогурта.

Дети делятся на две команды: «Сильные» и «Трудолюбивые» и строят муравейник.

Станция №5 «Чуткий нос»

Задание: определить по запаху: чеснок, лимон, огурец, ель, кофе, корица.

Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.

Материалы: 6 контейнеров с коробочками киндер – сюрпризов. С одной стороны яйца сделаны маленькие дырочки. Капаем остро пахнущие вещества (пихта, лимон, чеснок) на ватный тампон и кладем в коробочку, карточки с изображением лимона, пихты или ели, чеснока.

Ход:

-Здравствуйте ребята! Пока вы шли, мне сорока-белобока на хвосте принесла такую весть: оказывается, лесные герои разбежались по лесу и вы, как настоящие помощники природы, хотите их найти и помочь им.

-Я предлагаю вам игру, а что поможет нам в нее поиграть, вы узнаете, отгадав мою загадку

Загадка: «Запах хлеба, меда, лука, роз различить поможет…нос»

-Зачем человеку нос?

-Нос нужен не только для того, чтобы дышать. Но и для того, чтобы вдыхать, чувствовать и различать запахи и ароматы.

- У меня есть секретные коробочки с дырочками, в которые что-то положили. Как мы узнаем, что там лежит? (понюхать «коробочки с запахом»)

Поводит игра «Угадай по запаху».

Сбор команд в музыкальном зале. Все спасённые животные помещаются в Лес, благодарят детей.