Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Дисциплина как один из факторов успешного обучения

Дисциплина как один из факторов успешного обучения

Проскурякова Александра Владимировна, учитель начальных классов КГУ «Школа-лицей №11» акимата города Усть-Каменогорск

Умение владеть обстановкой в классе, наладить дисциплину всегда являлось очень важным аспектом в работе учителя. Именно по тому, как учитель может удерживать внимание всего класса, можно судить о его профессионализме. Но как же наладить дисциплину в классе? Этот вопрос я задаю себе очень часто, являясь молодым специалистом. Думаю, что и учителей со стажем он не оставляет равнодушным.

Изучив литературу по этой теме, посетив уроки более опытных педагогов, проанализировав свой небольшой опыт, я сделала для себя несколько выводов и хотела бы ими поделиться.

 

Для начала я попыталась разобраться, а что же имеется в виду под словом «дисциплина»? За ответом на этот вопрос обратилась к словарю Ожегова: «Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Т.е. под дисциплиной понимается наличие твердо установленных правил и требований поведения, соблюдение которых является для всех присутствующих строго обязательным.

Требования к дисциплине в школе предусматривают добросовестное посещение уроков, ежедневное выполнение домашнего задания, соблюдение правил поведения на уроках и переменах, а так же точное выполнение учебных поручений.

В силу своих возрастных особенностей, первоклассники не понимают, зачем им нужно ходить в школу. Прислушавшись к совету нашего школьного психолога: «Задайте мотивацию учащимся»; я с первых дней учебы, т.е. с прошлого года, систематически объясняю ученикам, зачем они сюда пришли. Стараюсь донести до них главную мысль, что школа-это прекрасный потенциал их развития.

Убедившись на своем небольшом опыте, я поняла, что огромное значение в установке дисциплины на уроке определяет личность учителя. Требовательность, внешний вид, тон, педагогический такт, стиль общения - все это несет огромную воспитательную функцию. И если учитель не может грамотно владеть всеми этими составляющими, то и о дисциплине в классе не может быть и речи.

Прежде чем пытаться найти способ установить дисциплину в классе, я стараюсь найти причину, по которой ученик или группа учеников ее не соблюдают. Причины, по которой ребенок нарушает дисциплину, могут быть различными. Для того чтобы выяснить причину плохого поведения определенного ученика, я провожу индивидуальные беседы наедине с ребенком, с его родителями, узнаю о состоянии его здоровья, о взаимоотношениях в семье и со сверстниками. Зачастую именно в такой беседе мне и открывается корень плохого поведения ученика.

Приведу самые распространенные примеры причин нарушения дисциплины ребенком, которые мне удалось выявить:

  1. Состояние здоровья. Нередко родители скрывают от учителей проблемы ученика, связанные с его здоровьем. Это могут быть нарушения нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам. В данном случае важно вовремя заметить и попытаться убедить родителей в необходимости лечения, снижения учебной нагрузки и соответственно прохождения ПМПК. Часто в этом случае мы, учителя, сталкиваемся с агрессией родителей от недопонимания важности и необходимости помощи ребенку.
  2. Привлечение внимания. Такая причина может быть у детей, чьи родители не желают заниматься воспитанием ребенка, он предоставлен сам себе и единственным выходом напомнить о себе маме или папе является плохое поведение. Для такого ребенка слова « Вызову родителей в школу» являются знаком, что он все делает верно и скоро родители обратят на него внимание. Недополучение родительского внимания и ласки, на мой взгляд, оставляет неизгладимый след в жизни ребенка. Он считает, что с ним что-то не так, и пытается доказать всем, что с ним все в порядке и поэтому ведет себя очень активно. Такой ребенок очень хочет получить свою порцию внимания от родителей, от учителя. Иногда ему получить «сердитое» внимание куда лучше, чем не получить никакого. Чем меньше ребенок получает внимания в семье, тем больше вероятность, что он будет вести себя плохо. Таких детей можно заметить сразу: они стараются быть рядом с учителем, желают быть замеченными, стараются рассказать обо всем. Во время урока у них возникают вопросы не по существу, реплики, игры на уроке, просьбы объяснить еще раз. На самом деле ребенок хочет показать, что он готов взаимодействовать с вами, но не знает как. Поэтому наша задача - уделить особое внимание этому ребенку, показать позитивные способы взаимодействия с другими людьми.
  3. Эффект стадности. В эту группу я бы отнесла учащихся, которые легко поддаются влиянию других и действуют под контролем более сильных личностей. Не каждый из детей может стойко противостоять давлению со стороны сверстников. Так же негативное влияние на учащихся оказывают различные телевизионные передачи, компьютерные игры, сеть интернет. Эти учащиеся могут не только нарушить дисциплину, но и позже осознать это, могут извиниться перед учителем и детьми. Как правило, дома такие дети ведут себя спокойно и их родители очень удивляются, когда их ребенок получает замечание по поводу поведения. В данном случае ребенку стараюсь объяснить, что прежде чем выполнить то, что ему сказали, нужно подумать над последствиями своего поступка.

Конечно, причин нарушения дисциплины ребенком может быть очень много. Но они скрыты от учителя, и для того, чтобы их распознать требуется много времени. А что же делать учителю на уроке, если дисциплина начинает выходить из-под контроля? Главное знать действенные приемы, которые могут помочь наладить дисциплину в классе.

Приемов также очень много и они могут подходить или не подходить для определенного класса. Все зависит от интересов детей и профессионализма учителя. Приведу несколько приемов, с помощью которых мне удается наладить дисциплину в классе во время урока.

  1. Установить с учеником зрительный контакт, который станет сигналом, что он ведет себя неправильно.
  2. Не прерывая хода урока встать рядом с этим учеником, можно прикоснуться к нему.
  3. Использовать прием неожиданности: снизив голос, начать говорить тихо.
  4. Использовать прием отвлечения внимания: задать этому ученику вопрос, попросить его помочь вам.
  5. Поменять учеников местами.
  6. Хвалить учащихся. В любом ребенке, даже злостном нарушителе, я стараюсь найти положительную черту его характера. Например, ребенок без устали болтает на уроке, но при этом он готов прийти на помощь однокласснику в любой ситуации. Похвалите его. Хвалите чаще. И вы увидите, как ребенок изменится.
  7. При подготовке к уроку разнообразить формы урока, чтобы учащимся было не скучно на уроке. Чтобы удержать внимание учащихся в течении всего урока, нужно каждые 7-10 минут менять вид деятельности. Переходы при этом должны быть плавные.

Привела лишь малую часть приемов, которые помогают мне предотвратить нарушение дисциплины учащимися во время урока и наладить ее, если она уже была нарушена.

Я уверенна, что без хорошей дисциплины на уроке нельзя добиться полного усвоения знаний учащимися. Но, с другой стороны, их пассивность и безынициативность становится показателем потери интереса к изучаемому предмету, что тоже ведет к плохой успеваемости. Поэтому на моих уроках оптимальный уровень шума, при котором все учащиеся вовлечены в урок и не занимаются посторонними делами. Стараюсь сразу пресекать попытки учащихся увести внимание учителя от изучаемой темы.

Подтвердив свои догадки и предположения, я пришла к выводу, что проблема дисциплины в школе должна решаться комплексно. Поэтому в ее решение вовлекаю всех участников процесса- родителей, учащихся, учителей-предметников, психологов. Ведь только совместно нам удастся найти корень проблемы, и мы пытаемся его решить. И каковы бы ни были причины нарушения дисциплины учащегося, моя главная задача - правильно построить общение с учеником и научить его позитивно взаимодействовать с другими людьми. В своей работе я, насколько это возможно, умело корректирую неправильное поведение учащихся, не причинив им вреда и не потеряв своего авторитета.

Используемые источники: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6684