Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Однокоренные слова. (Закрепление)

Однокоренные слова. (Закрепление)

Дзюба Наталья Михайловна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа « 26»

Урок 38

Раздел: Моя школа.

Лексическая тема: Мой учитель.

Тема: Однокоренные слова. (Закрепление).

 

УРОК: русский язык

КГУ акимата «Средняя школа № 26»

Дата  14.11.18

Имя учителя: Дзюба Наталья Михайловна

класс

2 «Б»

кол-во присутствующих

кол-во отсутствующих

Цели

обучения, которым посвящен урок:

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других

2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники,

детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определенную тему

2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова

Развитие

навыков:

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения

2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников

3.8 Соблюдение грамматических норм

Предпола-

гаемый

результат:

Все учащиеся смогут: Повторить о родственных (однокоренных) словах.

Узнать о чередовании согласных в корнях однокоренных слов.

Большинство учащихся смогут:

Находить однокоренные слова. Выделять корень в однокоренных словах.

Прочитать о порядке разбора однокоренных слов.

Подобрать однокоренные слова к данным.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить синквейн.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Состав слова, части слова, корень, однокоренные слова, родственные слова, пословица, диалог, кроссворд, рассказ, вопрос, предложение, упражнение, ответ.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения: Как составить синквейн?

Материал

прошедших

уроков

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в

именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,

перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се-

редине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-

щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделитель-

ный Ь, состав слова, окончание, корень, родственные слова.

план

Временное

планиров

Планируемые мероприятия

Ресурсы

1-2 мин

Создание положительного эмоционального настроя

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять, интересное узнать.

 

3-4 мин

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

Минутка чистописания. Страница учебника 14.

Учиться всегда пригодится.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек умный всегда справится с любым заданием и ответит на любой вопрос.) Записать эту пословицу в тетрадь. Она будет девизом нашего урока.

 Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту.

- Что это? (Корень)

Где можно встретить корень?

 - У слов и у растений самая важная, самая главная часть – корень.

Что же называется корнем?

Как найти корень слова?  Памятка (алгоритм):

1 шаг: смотрю значение слова

2 шаг: подбираю родственные (однокоренные) слова

3 шаг: выделяю общую часть – корень.

Итак, мы отправляемся в путь. Подберите слова с одинаковым корнем.  Путь, путник, путешественник.

Назовите тему урока: однокоренные слова.

Сформулируйте цели, которые мы должны достичь на уроке:

Повторим… что такое однокоренные слова

Научимся … подбирать однокоренные слова.

 

5-12 мин

Работа над темой урока.  Цель: усвоение содержания темы.

Для работы нам нужно вспомнить написание словарных слов

Класс, пенал, ученик, карандаш, учитель.

Взаимопроверка.

Есть ли среди слов родственные слова? Докажите.

 Выделите корень.

Какие слова называются родственными или однокоренными?

Учебник

 

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

Мы знаем, что родственники – это люди одного рода, одной семьи. Они похожи друг на друга. Давайте рассмотрим, все ли родственные слова могут быть однокоренными?  (Близкими по смыслу)

Конь – лошадь.    Врач – доктор.     Лист - листочки

Вывод: в первой паре слова  (не являются) однокоренными, потому что  разный корень,  во второй паре слова (не являются) однокоренными, потому что разный корень,

в третьей паре слова являются однокоренными, потому что близки по смыслу и одинаковый корень.

Вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по значению, то эти слова не являются однокоренными.

 (П) Составление алгоритма.  Обобщение.

Найти общее в словах: лист  - листочки

Родственные (однокоренные) слова.                        

          Имеют общую часть (корень).

          Имеют общее значение.

Учебник

Индивидуальные карточки

13-14 мин

Игра «Найди лишнее слово»

Переход, переезд, выход, уходить.

Пятнышко, пять, пятно, пятнистый.

Лето, полет, летучий, летчик.

Большой, приболеть, больной, боль.      

        

 

 

 Анимационная Физминутка для глаз.              слайд

 

 

 

(И) Самостоятельная работа.

Выполним задания на карточках.

Детям предлагаются карточки трёх цветов, разного уровня сложности. Возьмите карточку Прочитайте задание и выполните самостоятельно.

Карточка синего цвета.   Выдели корень в словах.

Море – морской

Перо- перья            

Снежок – снеговик

Карточка зелёного цвета. Вставь пропущенные буквы и выдели корень.

Помни: корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Море – м..рской

Перо- п..рья            

Снег – сн..говик

Карточка красного цвета.  Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос какой? Выдели корень.

Море – ….         Перо- …..              Снег –…..

Проверка

(К, И) Учащиеся исследуют слова, выделяют корень; делают вывод, что в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими.

 

Давайте вспомним наши правила работы в группе:

• Уважай своего товарища.

• Умей каждого выслушать.

• Не согласен – предлагай.

• Помогай всем ребятам группы.

 

Работа в парах. Разделить слова на 2 группы.

Возьмите карточку желтого цвета. Вы должны все слова разделить на 2 группы.

Горка,  горный, горелка, загорелся, гористый.
гористый – рельеф, местность с горами; 
горелка – прибор, в котором происходит горение.

Проверка со слайда. Сигнал светофора.

 

Групповая (Г)  Первичное закрепление.

Найти в тексте однокоренные слова, выделить корень.

Найти лишнее слово.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет.  Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Взаимооценивание по группам.

Предлагаем критерии оценивания работы группы.

  1. Найти однокоренные слова.
  2.  Выделить корень.
  3. Найти лишнее слово.

 

вода

подводник

водица

водолаз

водопад

водяной

Нашли однокор слова

 

 

 

 

 

 

Выделили корень

 

 

 

 

 

 

Лишнее слово

водитель

Оценивание «2 Звезды и 1 пожелание»

-Почему гости не сразу приметили чужака?

-Не поможете ли вы ему найти родственников?

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

        

 

28-35 мин

Работа по развитию речи. Цель: развитие связной речи.

Работа по учебнику

(Г) Ученики в группе обсуждают синквейны об учителе, данные в учебнике, находят и выписывают однокоренные слова, выделяют корень.

(И) Творческое задание.

Учитель предлагает ученикам составить синквейн об учителе с помощью опорных слов.

Учебник

 

Работа в тетради «Что я знаю и умею»

Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.

 

37-40 мин

Итог урока. Рефлексия.

Слова, образованные от одного корня с общим значением,

называются родственными или … .

Мы сегодня работу начали с определения корня. Давайте прикрепим к дереву наши листочки и покажем наше настроение.

«Цветовой сигнал»:

зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок,

жёлтый – были затруднения,

красный – не понятно или не справился с работой.    

 

Д. задание

 Стр. 14-15 упр 1. Учить правило

 

Дифференциация

Оценивание

Межпредм связи

Мотивированным детям можно предложить составить свой синквейн об учителе.

Остальным детям учитель предлагает опорные слова упражнения.

Формативное оценивание.

– Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».

– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

– литература

– самопознание

Рефлексия учителя

Важные вопросы по уроку

комментарии по проведённому уроку

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

 

Что я узнал из урока о классе,

что я расскажу на следующем уроке?