Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Библиотекарь в современном информационном обществе

Библиотекарь в современном информационном обществе

 Манапова Таттыгуль Агзамовна,  библиотекарь ФАО « НЦПК «Өрлеу» ИПК  ПР по ВКО

"Быть библиотекарем значит то же, что ехать на велосипеде: если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед, вы падаете".
Д.Шумахер

Главной миссией библиотеки была и остается предоставление источников информации своим потребителям. Сегодня в условиях коренных изменений, когда в развитии общества стремительно повышается роль информатизации, а так же знаний и образования, в мировом сообществе происходит осознание о необходимости специальной подготовки личности к эффективной жизнедеятельности в принципиально новой информационно-образовательной среде общества, которое принято называть информационным. В этих условиях особую значимость  приобретает организация информационного образования, способствующая повышению информационной культуры в обществе в целом и отдельного индивида в частности.

 

Особое место среди социальных институтов, причастных к информационному образованию занимает библиотека, а ключевая роль отводится библиотекарям. Именно на них возлагается ответственность за повышение уровня информационной культуры личности.

Изучение  деятельности участников информационного рынка позволяет выделить те направления информационного обслуживания, которые получили наибольшее распространение и в которых современная библиотека является одной из организаций, предоставляющей информационные услуги:
- формирование информационных ресурсов, создание баз данных;
- предоставление первоисточников;
- библиографический поиск и аналитико-синтетическая переработка информации;
- аналитико-коммуникативная деятельность.

Характерная особенность развития библиотек состоит в том, что, с одной стороны, она посредством инновационных технологий «подстраивается» в изменяющиеся социум и культуру, включается в информатизацию, с другой – сама выступает как объект внедрения инновационных технологий и  фактор изменения и социума и культуры.

Реализуя информационную функцию современного библиотечного учреждения, специалисту необходимо владеть эффективными информационными технологиями. Работая в информационных сетях, он должен быть сам профессиональным  пользователем, способным научить и помочь читателям найти необходимые источники не только на полке, но и в различных базах данных, обеспечивая доступ к ресурсам, создавая условия для использования новых технологий, формируя культуру пользователей. Уровень освоения и использования информационно-библиотечных ресурсов, ориентирования в информационном обществе и адаптирования к нему пользователей во многом  зависит от эффективности работы  специалиста библиотечно-информационной службы.

Сегодня библиотечное профессиональное сообщество осознало, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих путь преобразований. Поэтому фундаментом развития библиотек является инновационная деятельность, где библиотекарь выполняет роль информатора.  Библиотеки перешли на новый уровень своего развития, они развиваются по тем условиям, которые диктует современный мир. Сегодня изменились требования к библиотечной профессии. К профессиональным качествам современного библиотекаря помимо  аккуратности в работе, организованности, ответственности, склонности к работе с документацией относят и личные – умение анализировать, систематизировать, обобщать информацию, отмечается необходимость быстроты мышления, логики. Вместе с тем, что библиотекарь XXI века должен быть универсально образованным человеком, владеть основами социально-гуманитарных наук, грамотно использовать профессиональную лексику, уметь рационально организовывать свой труд, он должен умело применять современные  информационные технологии в профессиональной деятельности. Библиотекарь новой формации должен уметь не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей. А так же быть информационным навигатором и посредником в системе документных коммуникаций, в том числе  электронных, специалистом в области цифровых технологий. При этом библиотекарь должен оставаться хранителем документальной памяти и гуманистических традиций общества, знатоком художественной, научно и научно-популярной литературы, воспитателем культуры чтения, организатором культурно-досуговой деятельности, владеть психолого-педагогическими навыками.

Современный библиотекарь соединяет в себе достоинства своих предшественников и интерес к инновационному творчеству талантливых современников. Модернизация библиотечной отрасли обязывает библиотекаря совершенствовать свой профессиональный статус, неустанно создавать положительный имидж, повышать компетентность, формировать информационную  культуру, максимально реализовывать творческий потенциал. Учитывая постоянно меняющиеся условия современного общества, специалист должен систематически накапливать новые знания, в том числе в области IT технологий.  Должен быть готовым участвовать не только в системе непрерывного профессионального образования, но и в системе переподготовки кадров, готовящей его к изменениям, в профессиональной деятельности, обеспечивающей ему необходимый уровень знаний для успешной адаптации к иным профессиональным условиям и плодотворного исполнения новых производственных функций. Библиотекарь в современном информационном обществе является важным связующим звеном между миром информации, технологий и пользователями библиотек, поэтому  информационная культура библиотекаря является основой успешной деятельности, карьерного роста, обеспечения высокой конкурентной способности, общественного признания в условиях интенсивного развития новых технологий и услуг.

Литература:
1. Головко С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. -128 с.
2. Галимова Е.Я. Библиотечный сервис. Учебно-методическое пособие.  – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. -144 с.
3. Крупенько О.Г., Салопонова С.Л. Кадровый потенциал как основа прогрессивного развития библиотек: Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. -2013. -№1. – 70 с.
4. Кунязова А. Библиотека: помощник и навигатор /Білімді ел. – 2018. -№19. -12с.