Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Развитие функциональной грамотности учащихся через использование интерактивных методов обучения

Развитие функциональной грамотности учащихся через использование интерактивных методов обучения

Касенева Асия Назыровна, старший преподаватель кафедры «Управление и качество образования» филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

В Послании Президента РК от 05.10.2018 года Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», сказано, что в дошкольном образовании акценты смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде. Если обратимся к программам обновленного содержания образования, то мы увидим, что ключевые компетенции 21 века базируются на модели «4К». Даже простым невооруженным взглядом можно проследить параллели между ключевыми компетенциями, которые будут максимально востребованы в ближайшем будущем: системное мышление, коммуникативность, работа с людьми и работа в команде, управление проектами и процессами, работа с ИТ-системами, работа в условиях неопределенности, и составляющими модели «4К». Следовательно, внедряемая в дошкольных учреждениях модель «4К», понятна будет и учащимся начальной школы, что обеспечит преемственность между дошколой и начальной школой. Востребованные в будущем компетенции невозможно будет сформировать, если учитель не будет создавать на уроках условия для взаимодействия. Взаимодействие, контакт друг с другом, умение договариваться для достижения наилучшего результата возможно только при организации интерактивного поля.

Интерактивное обучение предполагает организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения строится на моделировании жизненных ситуаций, использовании ролевых игр, общем решении вопросов на основании анализа выбранной ситуации.

 

Анализируя составляющие «4 К» и индикаторы функциональной грамотности, можно также установить параллели. Так, коммуникативный, индикатор функциональной грамотности, предполагают демонстрацию результата непосредственной деятельности по развитию «ораторского искусства», т.е. умения говорить красиво и убедительно; грамотную речь, которую ученики могут показать через богатый словарный запас с соблюдением норм литературного языка; владение информацией по какому-либо вопросу. Если же будем говорить об информационном индикаторе функциональной грамотности, то необходимо будет говорить о способах обучения школьников умению находить и обрабатывать определенную информацию. Так, на уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Однозначные и многозначные слова» учитель организует групповую работу с толковыми словарями, в которых третьеклассники должны доказать, что предложенные слова являются многозначными. Чтобы выполнить задание, они должны найти нужную словарную статью, разобраться, как представлены значения слов и сделать выводы. Работа будет результативнее, если ученики будут взаимодействовать.. Тогда при обращениии к первому слову, ученики при поиске словарной статьи в словаре будут ориентироваться на алфавитное расположение слов, повторят порядок слов в алфавите. Воочию можно проследить взаимообучение, которое проходит ненавязчиво, когда ученик, который не знает, как найти нужную словарную статью, получает практическую поддержку со стороны знающего ученика. В соответствиии с таксономией Блума они будут действовать на уровне применения, а когда уже выйдут на нужную словарную статью, то будут задействованы мыслительные навыки высокого порядка. Подобные задания направлены на формирование одной из главных качествами функционально грамотной личности школьника – инициативности. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – слушанию, говорению, чтению и письму. Следовательно, развитие организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений способствует формированию функциональной грамотной личности.

Способность учителя мобильно реагировать на затруднения ребят, его готовность своевременно предложить востребованные задания характеризует профессионализм учителя.

Рассмотрим опыт работы учителя по реализации цели обучения русскому языку 3.3.8.3 - определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка. Применяя дифференцированный подход, учитель предложила одной группе учащихся провести словообразовательную работу с помощью суффикса ист. Приэтом учащиеся должны объяснить значения образованных слов. Выполняя задания, группа предложила словобразовательные цепочки: трактор – тракторист; гитара- гитарист; акула- [а]кулист... На этапе проверки ребята, доказывая свою точку зрения, строили такие умозаключения: на тракторе работает тракторист; на гитаре играет гитарист. Следовательно, суффикс ист обозначает принадлежность человека к определенной профессии или указывает на вид его занятий. Когда же очередь дошла до значения слова «окулист», ребята засомневались в причастности слова «акула» к слову, обозначающему название профессии врача, лечащего заболевания глаз. Бурные обсуждения привели их к устаревшему слову «око- очи». В результате спонтанной дискуссии одна группа учащихся получила задание: подготовить «Словарь профессий». Две группы ребят вызвались провести исследовательскую работу «Слова, образованные от устаревшего слова око/очи».

В результате запланированный учителем урок пошел совершенно по другому сценарию. Изменение плана урока дало учителю возможность сделать акцент на формировании функциональной грамотности учащихся через организацию интерактивной деятельности, когда «добытые» группой знания становятся «достоянием» каждого ученика. В ходе выполнения задания первая группа сначала вспомнили, что, если они готовят словарь, то все слова, словарные статьи должны быть размещены в алфавитном порядке. Через какое- то время они решили работу оформлять в электронном варианте и в табличной форме, чтобы на последнем этапе работы включить функцию «сортировка» для размещения словарных статей в алфавитном порядке. Наблюдения учителя показали, что вся группа принимала активное участие в работе. При этом коллективная работа строилась по методу «мозгового штурма». В ходе проверки учитель попросила группу рассказать, какие выполненные операции позволили им достичь желаемого результата. Учитель преднамеренно отошла от заранее подготовленного планау рока, чтобы уделить внимание развитию каждым учеником умения мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Умения ребят сформулировать необходимые метапознавательные навыки продемонстрировало сформированность рефлексивных умений, без которых невозможно совершенствовать работу с целью ее улучшения. Учитель воочию убедилась, что ученики, выполняя задание, проявляют функциональность.

Исследования ребят 2 и 3 групп учащихся живо заинтересовали одноклассников, потому что они сделали заявления: Слова «окно», «около», «околдовать», и «око» - однокоренные слова. Слова «очи», «воочию», «очевидец». «очевидно» также являются однокоренными. Например, группа поднимала одного из желающих из класса и просила «навести свое око» на проем в стене и назвать слово, которое он увидел. Второму ученику давалось задание посмотреть «около себя» и назвать все, что увидело его око. Третьего ученика просили порассуждать, что будет с человеком, если на него посмотреть «злым оком». Следующая группа констатировала, что «очевидцем» мы называем того, кто видел какие- то события «своими очами», а «воочию» - это то, что «происходило на ваших глазах».

Выполнение заданий показало, что ученики проявляли инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школ. Работая в интерактивном режиме, группы смогли справиться с поставленной задачей за короткое время.

Итак, функциональная грамотность характеризуется, как возможность применять знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности - человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий необходимыми качествами, ключевыми компетенциями, востребованными в 21 веке. Среди них знания правил, законов, положений, сведений, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих когнитивную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности. Интерактивная организация деятельности школьников помогает учителю не только оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.

Использованная литература:
1. Послание Президента РК от 05.10.2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»
2. Типовая учебная программа по предмету «русский язык» для 1-4 классов уровня начального образования / Астана, 2016 год
3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003г.
4. Интерактивное обучение/ https://pedagogical_dictionary.academic.ru/