Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Успешный учитель - успешный ученик

Успешный учитель - успешный ученик

 Касенева Асия Назыровна, старший преподаватель кафедры «Управление и качество образования» филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

Насколько успешны ученики, обучающиеся по программе обновленного содержания образования, можно проследить, посещая уроки в 3 классах. Сегодняшние третьеклассники - это те первые ласточки, которые 1 сентября 2016 года сели за парты и начали учиться по новой программе. Они с первого учебного дня начали приучаться работать в паре и группе, они первые тогда еще неумело предлагали друг другу обратную связь, они первые, кто испытал на себе плюсы и минусы СОРов и СОЧей. Два предыдущих учебных года не прошли для них даром.

 В рамках посткурсовой поддержки педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по программе обновления содержания образования, тренеры филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

ведут работу по методической поддержке учителей. Планируя изучение опыта работы учителей школы- гимназии № 10 г.Усть-Каменогорска, хотелось, прежде всего, начать с изучения работы руководителя предметной комиссии.  Так я познакомилась со Спириной Еленой Юрьевной, девушкой, чей педагогический стаж исчисляется всего 9 годами. Прямо скажу, что меня смутил возраст девушки - руководителя предметной комиссии школы - гимназии, имеющей весомый авторитет в городе. Из разговора с директором школы Нестеренко Н.А. узнаю, что она также испытывала тревогу: сможет ли молодой педагог организовать работу предметного объединения педагогов со стажем более 20, 25 и 30 лет? Под силу ли будет ей работать с непревзойденными мастерами своего дела? Наталья Александровна продолжила, что первые совместные мероприятия, проведенные учителями начальных классов, ее успокоили, потому что увидела, что молодой руководитель грамотна, компетентна, уважительно относится к коллегам, всегда справедлива и позитивна. Главные отличительные качества Елены Юрьевны, по словам директора школы, требовательность к себе и желание быть в курсе всех педагогических инноваций. Урок русского языка, проведенный Еленой Юрьевной, это подтвердил. Третьеклассники конкретно определяют цель урока- путешествия по Стране слов, усердно выводят элементы букв на минутке чистописания, объективно проводят самооценивание. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала организовано на основе исследовательской работы. Подводя итоги мини- исследования, ученики продемонстрировали сформированность коммуникативных навыков. Приятно было слышать, что ученики озвучивали результаты своих исследований с фраз «Мы думаем», «Сопоставив разные рисунки, мы…» и т.д.. Компетентность учителя в организации индивидуальной работы по изучению нового материала проявилась в том, что ученики вышли на формулировку понятий «однозначное слово», «многозначное слово» через наблюдение и словообразовательную работу. Далее предложенная групповая работа носила функциональный характер: третьеклассники отрабатывали навыки нахождения информации в толковом словаре и ее обработку в нужном формате. На уроке четко проследилось стремление учителя вести познавательную деятельность ребят с опорой на таксономию Блума, что нашло отражение в применении индивидуальной, парной и групповой работы. Реализуя цель урока для некоторых учащихся, учитель предлагает задание на этапе проверки, когда ученики, слушая ответы товарищей, должны включиться в работу по оцениванию и расширению информации. Им предлагается внимательно прослушать ответы групп, познакомиться со значениями многозначных слов, оценить правильность составленного предложения, выйти на уровень синтеза и составить новые предложения со значениями многозначных слов соседних групп. Работа, безусловно, трудная, потому что требует концентрации внимания, одновременно отрабатываются навыки активного слушания, учащиеся должны продемонстрировать сформированность навыков высокого порядка: анализ, синтез, оценка. Конечно, если предвзято оценивать план урока, то можно рекомендовать учителю четко предъявлять критерии и дескрипторы оценивания работ, но посещенный урок показал, что в сознании третьеклассников заложен четкий алгоритм оценивания работ, который используется на всех уроках учителя.

 Краткосрочный план по русскому языку /2 четверть

Урок: № 3
Школа:КГУ «Школа-гимназия №10» акимата г. Усть-Каменогорска
Дата: 7.11.18
Ф.И.О. учителя: Спирина Елена Юрьевна
Класс: 3 «Б»
Количество присутствующих: 23
Количество отсутствующих:
Цели обучения,
3.2.2.1 - различать однозначные и многозначные слова и использовать их в речи.
Критерии успеха
Все учащиеся смогут различать однозначные и многозначные слова
Большинство учащихся смогут находить лексическое значение слова в толковом словаре
Некоторые учащиеся смогут свободно употреблять однозначные и многозначные слова в речи
Предыдущее обучение:    Слово. Значение слова.
План
Этапы/ время
Планируемые действия
Ресурсы
Начало
 
2 мин
 
 
 
 
 
Создание эмоционального настроя
Долгожданный дан звонок!
Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка.
 
- Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по «Стране слов» полной чудес и загадок. Наше путешествие мы совершим на сказочном паровозике. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это ваши рабочие тетради, туда вы будете записывать нужные сведения.
- девизом нашего путешествия будут слова М. Данилова.
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
 
 
 
На доске из букв написано «Страна слов»
Сказочный паровозик
Середина
5 – 35 мин
 
Минутка чистописания
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
- А для этого проведем минутку чистописания.
- Ребята, я забыла у вас спросить, а вы поздоровались друг с другом?
Разминка для пальчиков.
Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.
- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.
- Итак, сели поудобнее, отправляемся в путь!
Первая остановка – Станция «Чистописание».
 
- Запишем число, классная работа
- Сегодня на минутке чистописания мы напишем строчные буквы алфавита иг, кл в соединении. По пол строки каждые.
Оцените себя с помощью сигнальных карточек
Мотивация учебной деятельности
- Ребята, на доске вы видите картинки с изображением предметов, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему?
- Правильно, карандаш.
- Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…
- На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова.
Из первого — иголка, ключ, ручка, лист.
Из второго – пенал, линейка, тетрадь.
Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать?
- хотели бы вы узнать, почему слова не живут вместе?
- сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
- Поэтому вновь садимся в наш волшебный паровозик и отправляемся дальше. Итак, мы прибываем к следующей станции «А знаете ли вы?»
- Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово «Иголка».
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.
- Покажите карточку,
(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках).
- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «иголка», а значений у него много.
- А где можно найти лексическое значение этого слова? 
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «иголка».
- А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «ключ».
- Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил.
(Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).
- А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке.
(Рассказывают о картинках).
- Так что же опять мы видим? Слово одно «ключ», а значений у него посмотрите сколько!
-Прочтите лексическое значение слова «ключ».
- Как вы думаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?
Д: Многозначными
- а тогда как назовём слова, которые имеют одно значение?
Д: однозначные
- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются (хором) многозначными.
Слова, которые имеют одно значение называются (хором) однозначными.
- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…)
(Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».)
- А как вы думаете, какие цели мы с вами поставим на урок?
Цели урока:
1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами.
2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.
- Вернёмся к нашему герою-Карандашу и попробуем ему помочь.
- Почему слова не живут вместе?
1. Иголка, ключ, ручка, лист.
2. Пенал, линейка, тетрадь.
- А в какой домик пойдет жить наш Карандаш?
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли Карандашу.
- Ребята, оцените свою работу сигнальными карточками.
- Итак, двигаемся дальше. Наш весёлый паровозик мчит нас вдаль. И вот мы подъезжаем к станции, где вы немного отдохнёте. Эта станция называется «Спортивная».
 
Применение полученных знаний
- И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам «Страны слов». Но вот мы прибываем к станции «Упражняйся».
 
Работа в группах.
Критерии
Дескрипторы
Нахождение информации
 
 
 
 
 
 
1.Найдут словарную статью.
2. Установят количество значений слов.
3. Составят 1 предложение с любым из значений многозначного слова.
4. По плану представят итоги выполненной работы.
Уровни мыслительной деятельности: знание, понимание, применение
Задание
  1. Объясните значение слова.
  2. Найдите слово в толковом словаре.
  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
  4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
  5. Какие слова называются многозначными?
  6. Докажите правильность своего ответа.
  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.
Слова для групп
Группа № 1 «КОРЗИНА»
Группа №2 «КОРЕНЬ»
Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Группа № 4 «КОСА»
Группа № 5 «КЛЮЧ»
Группа № 6 «КИСТЬ»
План отчёта группы
  1. Мы работали со словом (назвать слово).
  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.
  3. Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.
  4. Мы составили следующие предложения_______________________________.
Вывод: Многозначными называются слова ________________.
Проверка выполнения заданий группами: Вашему вниманию будут представлены ответы групп по очереди. В ходе слушания ответа, ребята, Вы должны запомнить, какие значения имеют предложенные слова, прослушать составленное группой предложение, затем самим составить предложения с одним из значений многозначного слова, а отвечающая группа должна определить, в каком значении употреблено предложенное многозначное слово.
Оценивание: Обратная связь групп по критериям и дескрипторам.
 
Работа в парах (по карточкам):
- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.
 

линейка

 

тетрадь

 

ручка

 

лист

 
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает…
Оценивание «Домик»
Дифференцированное задание:
На экране высвечиваю задание:
Красный – выписывает из толкового словарика по 3 слова: однозначные и многозначные.
Синий – только однозначные
Зелёный - составляют предложение с одним из многозначных слов
- на этом наше путешествие по стране слов заканчивается.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Табличка «Чистописание»
 
 
Сигнальные карточки светофор
 
 
Картинки: стол, стул, карандаш, шкаф, диван
 
 
Домики со словами
 
 
 
 
 
 
 
 
Табличка «А знаете ли вы?»
По 2 карточки на каждого ученика
 
 
 
 
 
 
Презентация
 
 
 
Толковый словарь
 
 
 
 
 
Презентация
 
 
 
«Толковый словарь школьника»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Презентация
 
 
 
 
 
 
Сигнальные карточки светофор
Музыкальная физминутка
Табличка «Спортивная»
 
Табличка «Упражняйся»
 
 
Карточки для групповой работы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Карточки для парной работы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Презентация
Конец
35 - 40 мин
Итог урока. Рефлексия.
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Что нового узнали на уроке?
-Что было интересно?
-Что было трудно?
-Что больше всего понравилось в уроке?
- давайте вернёмся к нашему эпиграфу.
Найдите в нём многозначные слова.
Лесенка успеха
- оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха.
- следующая наша станция «Переменка»
 
 
 
 
 
Ключ, язык
Лесенка успеха