Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Дифференциация обучения средствами ИКТ

Дифференциация обучения средствами ИКТ

 Пилипенко Светлана Борисовна, старший преподавателькафедры ИТМПЕН(Г)Д филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

 Дифференциация и индивидуализация обучения - ключ к успешному усвоению знаний и развитию способностей каждого ученика.
Процесс обновления системы казахстанского образования затрагивает не только обновление содержания обучения, но и изменение педагогических подходов к организации учебного процесса. В целях улучшения качества преподавания и учения рекомендуется применение таких эффективных подходов, как дифференцированный, деятельностный, личностноориентированный, компетентностный, интегрированный, системный.
При применении дифференцированного подхода к обучению, планируя урок, педагог предполагает учет потребностей, способностей и интересов учащихся для удовлетворения их различных образовательных уровней.

 

Дифференцированное обучение помогает обучающимся идентифицировать себя как ученика. Дифференцированный подход позволяет активно развивать критическое мышление учащихся, мотивировать их к обучению, развивать познавательный интерес, что способствует творческому развитию личности.

Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход на уроке поможет использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Современные технические средства обладают большими обучающими ресурсами и увеличивают возможности учебного процесса.

Эффективность использования ИКТ на уроке обеспечивается такими их свойствами, как управляемость, так как возможна коррекция учителем процесса обучения; интерактивность и диалоговый характер обучения; оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы; поддержание у ученика состояния психологического комфорта.

Применение ИТ позволяет реализовать на уроке принцип наглядности, а значит, обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Работая на уроке с интерактивной доской или панелью, учитель может представлять информацию, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал, что обеспечивает возможность каждому ученику усвоить учебную информацию. Использование интерактивной доски увеличивает темп урока, повышает активность учеников, делает процесс обучения интересным и творческим.

Использование электронных учебников и цифровых образовательных ресурсов, а также применение ресурсов сети Интернет позволяет организовать деятельностный метод обучения, при котором учащийся становится активным участником образовательного процесса.

Использование компьютерных тренажеров помогает учащимся проверить уровень усвоения учебного материала, увидеть сразу результат выполнения теста, осуществить рефлексию, восполнить пробелы в знаниях, и пройти тест повторно, при этом сохраняя его психику.

Участие в сетевых конкурсах, олимпиадах не только показывает уровень знаний учащихся, но и имеет воспитательный аспект, помогает определить правильность профессиональной ориентации учащихся.

Популярны среди педагогов такие ресурсы как BilimLand.kz с образовательным контентом по всем предметам, https://kahoot.com - сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов, причем ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетов, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.

Использование ресурсов сети Интернет учителем включает в себя такие возможности как организация поисково-исследовательской работы по интересующей тематике, обмен опытом и совместная деятельность с другими педагогами; публикация собственных материалов, участие в различных профессиональных конкурсах и др.

Использование ресурсов сети Интернет учениками возможно при изучении учебного материала, поиске дополнительной информации, выполнении индивидуальных заданий, организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Работать над проектами, в том числе междисциплинарными, учащиеся могут индивидуально, в парах и группах, общаясь с другими участниками посредством создания групп в социальных сетях, телеконференций, электронной почты, создавая совместные продукты, используя возможности "облачных технологий".

При организации урока с применением сети Интернет педагог планирует свои уроки, выбирая темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс. Выполнив задание, учащиеся делают презентацию результатов своей работы.

Учащиеся могут самостоятельно изучать дистанционные курсы для разных категорий учащихся, предназначенные для самообразования, публиковать свои авторские материалы.

При таком подходе к обучению с использованием средств информационных технологий сознание школьника постепенно переходит в состояние, при котором ученик старается проявить свои способности на конструктивном уровне.

При организации индивидуальной формы обучения с использованием ИКТ учитель имеет возможность подбирать задания с учетом реальных знаний и умений конкретного ученика; его психологических особенностей и темпа обучаемости; постепенного усложнения предъявляемых заданий; предъявления заданий разного вида; успешности деятельности ученика; опоры на его положительные достижения; возможности за короткое время получить реальный результат; предоставления возможности работать в «зоне ближайшего развития»; предоставления ученику права выбирать самому типы заданий и партнера по деятельности.

Таким образом, использование ИКТ в учебной деятельности позволяет не только оптимизировать учебный процесс, но и обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход ко всем учащимся с целью максимального раскрытия их потенциала.