Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Игры командного взаимодействия

Игры командного взаимодействия

Гиганова Марина Александровна, PR SMM-менеджер кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

Современная система образования развивается так быстро, что от преподавателей филиала АО «НЦПК «Өрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по ВКО требуется «Быть на шаг впереди». Необходимыми условиями становятся гибкость, адаптивность к быстро меняющимся условиям, повышение производительности труда и умение творчески развиваться.

 

С целью повышения профессиональной компетентности и педагогического мастерства сотрудников института в филиале АО «НЦПК «Өрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по ВКО проводятся занятия по тимбилдингу.

Тимбилдинг - это комплекс тренингов, предназначенных для создания командного духа и сплочения коллектива. Анализируя динамику групповой работы можно выделить четыре основных этапа происходивших в группе: начальный, конфликтный, продуктивный и заключительный и они последовательно перетекают один в другой. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов.

Итак, первый этап –начальный.

На этой стадии участники «знакомятся», спикер озвучивает цель занятия. Ведущая эмоция этой стадии - тревога. Правильно ли я выполняю задание? Наиболее приемлемая позиция ведущего на этом этапе – авторитарность, (это уменьшает тревожность членов коллектива.

Данная стадия развития группы часто характеризуется как «пионерская»: нам хорошо вместе, все увлечены новым делом, всё идет в общую копилку. Но тут участники сталкиваются с первыми трудностями и возникает фоновая тревога, которая порождает «конфликт». Теперь от позиции спикера будет зависеть куда и как пойдет энергия коллектива. Затем возникает стадия так называемой «консолидации», а любая консолидация возможна, если есть противник. Им может стать и сам руководитель тренинга.

Второй этап – конфликтный.

Этот этап еще называют переходным, так как для того, чтобы перейти на другой, качественный уровень, необходимо пережить групповой конфликт. Обойти или исключить конфликтный этап невозможно, любые попытки избежать его отбрасывают группу назад. Именно на этом этапе руководитель обеспечивает условия, при которых возможно открытое отстаивание своей позиции для любого члена команды, создает обстановку взаимного доверия.

Что происходит с участниками на этом этапе? Личности открыто заявляют о себе и о своей позиции. Это личный этап, когда каждый сам за себя. На данном этапе попытки авторитарного давления со стороны лидера приводят к тому, что могут покинуть тренинг. Поэтому от руководителя требуется особая мудрость. Необходимо не просто быть терпеливым, а всячески поощрять и стимулировать аналитическую деятельность участников по поводу своей позиции и поведения в группе. Куда и к чему мы движемся? Какова цель? При этом лидер не может навязать свое мнение, люди должны самостоятельно искать ответы на эти вопросы. На это потребуется время, но участники должны сами решить, что для них важнее. С этого момента общая цель становится личной целью каждого.

На этом этапе заканчивается вторая конфликтная стадия. Когда цель сформирована, происходит выход из конфликта. Начинается переход в продуктивную стадию развития группы.

Третий этап - продуктивный

Группа становиться командой на продуктивном уровне своего развития.
Критика воспринимается остальными как стимул к поиску новых путей, как трамплин к творческому поиску решений. Это качественно новый уровень отношений где «Я» переходит в «Мы» и здесь происходит формирование коллаборативной среды. Такое объединение устойчиво как к внешним, так и внутренним воздействиям.

Четвертый этап - заключительный

Цель достигнута, команда закончила свою работу. Возникает вопрос. Смогу ли я использовать накопленный опыт дальше? На этом этапе идет переосмысление накопленного опыта. Если на этом этапе команда способна увидеть новую цель, то весь процесс начинается сначала (с первого этапа), а накопленный опыт позволяет пройти его намного быстрее и с лучшим результатом.