Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - ИКТ - компетентности педагога в условиях обновления содержания среднего образования

ИКТ - компетентности педагога в условиях обновления содержания среднего образования

Омарова Айгуль Бекеновна, IT - специалист лаборатории посткурсовой поддержки и внедрения инноваций кафедры инновационного образования и информационных технологий филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области, тренер по робототехнике, магистр естественных наук, член - корреспондент Международной академии информатизации

Внедрение информационно - коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации казахстанского образования в условиях обновления содержания среднего образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) призваны сыграть особую роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов и учащихся, улучшает управление организацией образования, повышает эффективность его работы, упрощает интеграцию системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации.

 

Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к умению использовать в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя.

Новые образовательные стандарты предъявляют к содержанию среднего образования новые требования, а именно:

- новая цель образования;

- новое содержание образования;

- новое целеполагание для учащихся и учителей;

- новые средства обучения;

- новые технологии обучения;

- новые требования к подготовке учителя.

Однако, успешное внедрения ГОСО в решающей степени зависит от уровня подготовленности и готовности педагогов к использованию современных информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Сегодня каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей - право на качественное образование.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В образовательные учреждения поставляется новая материальная база (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но применять компьютерные технологии в образовательном процессе могут далеко не все

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. А также способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности. В основном педагоги работают в программе MS Power Point, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия. На сегодня существуют различные цифровые образовательные ресурсы /ЦОР/ для разных общеобразовательных дисциплин.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это цифровые дидактические материалы по изучаемым дисциплинам, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные учебные материалы.

ЦОР разрабатываются в соответствии с Типовой учебной программой по предмету, утвержденной МОН РК (в аспекте содержания, системы целей обучения)

ЦОР можно разработать с помоью отечественной программы Hand Animation. Особенность технологии состоит в использовании жанра анимации, как наиболее близкого для учащихся. Другая особенность технологии состоит в том, что вся анимация производится компьютерной программой.

ЦОР разрабатываются в следующих режимах, а именно:

         в обучающем режиме;

         в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

         в режиме самообучения.

Возможности разработки ЦОР:

ü  фрагментирование урока из отдельных цифровых объектов;

ü  дополнительная и справочная информация – для углубления знаний по теме предмета;

ü  эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

ü  обмен опытом с другими учителями через интернет и переносимую внешнюю память.

ü  помощь учащимся:

ü  повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

ü  возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

ü   развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

ü  помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

ü  приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков, до подготовки домашнего задания.

Опираясь на опыт "продвинутых" коллег и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности”. Он должен обладать следующими компетенциями:

-   Использовать компьютер как средство управления информацией;

-   уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

-   уметь применять современные ИКТ для повышения качества образования;

-   Формировать и использовать информационно-образовательную среду.

Примерный перечень содержания компетентности учителя (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню) содержится во многих источниках. Это:

ü  знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету: электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.;

ü  уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачам;

ü  устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;

ü  уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

ü  уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса;

  • уметь применять ИТ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ которые содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему;

ü  эффективно применять инструменты организации учебной деятельности (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.);

ü  уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося;

ü  уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

  •  школьная сеть,
  • электронная почта,
  • социальная сеть,
  • сайт (раздел сайта),
  • лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
  • форум,
  • Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
  • блог (сетевой журнал или дневник событий),
  • RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
  • подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием);
  • организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и т.п.), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки. И здесь не обойтись без повышения квалификации педагогов.

ИКТ – компетентность педагога является показателем уровня его квалификации, поэтому задача эффективного управления её развитием является одним из приоритетных направлений в работе общеобразовательной школы.

Часто учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно - коммуникационных технологий гораздо шире.

Открытости и доступности образования во многом способствует единое информационное пространство школы, которое должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие -  управленческую. Наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать и формировать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети Интернет, применять различные формы обучения.

Существуют различные формы для формирования ИКТ - компетентности педагога в условиях обновления содержания образования:

  • повышение квалификации;
  • проведение мастер-классов;
  •  семинаров;
  • круглых столов по использованию ИКТ в педагогической деятельности,
  • «Сетевые сообщества – форма самообразования учителя»,
  • «Создание веб-портфолио с использованием сервиса Google»;
  • проведение научно-практической конференции педагогов
  • сопровождение участия в профессиональных конкурсах,
  •  онлайн форумах и педсоветах;
  • в сетевых профессиональных сообществах,
  • в международных конкурсах цифровых образовательных ресурсов;
  • сопровождение участия в конкурсах уроков с применением ИКТ;
  • содействие созданию методических и дидактических материалов к конспектам уроков (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки;
  • консультации по работе над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
  • содействие активному использованию Интернет - ресурсов по предмету;
  • содействие использованию ИКТ в процессе работы, обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практических конференций (на новый уровень выходят достижения учеников, которые участвуют в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, тестировании; используют презентации, разрабатывают проекты, выступают на конференциях и т.д.).
  • обобщение и распространение педагогического опыта (печатные публикации по использованию ИКТ;
  •  публикации в электронных СМИ;
  • методическая поддержка разработки проектов по использованию ИКТ учителями - предметниками.

Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой школа. Но подходить к этому процессу надо творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

Библиографический список:

  1. Самоанализ ИКТ - компетентности http://edu-lider.ru/kompyuternye-texnologii-obucheniya/
  2. Гварамадзе Нико Лввановна, «Формирование компьютерной грамотности учителей в процессе методической работы в школе» http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-kompyuternoy-gramotnosti-uchiteley-obscheobrazovatelnyh-predmetov-v-protsesse-metodicheskoy-raboty-v-shkole#ixzz2Q220uWFc
  3. http://www.metod-kopilka.ru/statya_quotformirovanie_ikt-kompetentnosti_pedagoga_v_usloviyah_perehoda_na_novye_fgosquot-48755.htm