Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Использование цифрового контента в образовательном процессе

Использование цифрового контента в образовательном процессе

Муканова Р. А., заведующая лабораторией посткурсовой поддержки и внедрения  инновации кафедры ППС ПРУ, магистр технических наук, академик МАИН, Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области г.Кокшетау

Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью. В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2010-2020 гг.» отмечается, что «по каждому предмету, изучаемому в основной и профильной школе, будут разработаны интерактивные и интеллектуальные цифровые образовательные ресурсы».

 

Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом (наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса — текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д.) организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе.

Начиная с 2011 года, когда стартовал проект «Внедрение системы электронного обучения», с целью автоматизации учебного процесса каждая организация образования была оснащена необходимым оборудованием: компьютеры новой модификации, обеспечение широкополосного доступа к Интернету и другое. Постепенно получают развитие электронные образовательные ресурсы, создаваемые педагогами, происходит централизованное создание медиатек и наполнение их  ресурсами.

Каждый учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствуясь. Работу современного учителя невозможно представить без применения инфо-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни: от обучения до воспитания. Педагоги все более убеждаются в том, что использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам  ведёт к повышению качества образования.

В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Актуальность этих слов сегодня особенно высока, в том числе применительно к современному учителю, который должен стремиться вперёд, быть готовым осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Информация становится одной из ведущих ценностей в современном мире и стратегическим ресурсом развития общества в целом. Наличие навыков дистанционного интерактивного инфо-коммуникационного взаимодействия на основе ИКТ, стремление к нему в профессиональных и учебно-познавательных целях являются обязательным условием работоспособности и конкурентоспособности человека. Приведем один из примеров собственного многолетнего опыта работы с учителями по созданию собственных цифровых ресурсов по общеобразовательным предметам  в программе Auto Play Media 7.0./8.0 С помощью этой программы каждый педагог сможет создавать свои электронные учебники, CD\DVD визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобным просмотром, простые аудио и\или видео плееры и так далее. И всё это возможно фактически без знания языков программирования. В AutoPlay Media Studio собрано большое количество визуальных инструментов и настроек, которые позволят создавать программы «быстро и легко». Особенно, если применить сторонние специализированные программные средства для создания графических, видео, аудио, анимационных и других объектов.

Одним из самых главных преимуществ подобных ресурсов является их способность к наглядному представлению информации. Все то, что нельзя передать словами, учитель может показать с помощью цифровых технологий. Это принципиальный момент. Ребенок может бесконечно изучать учебники, выполнять упражнения, но, если он не увидит, где теория соприкасается с практикой, то интерес к изучению предмета не возникнет никогда. Если учебный материал представлен в наглядной форме и четко прослеживается его практическая направленность, то растет мотивация детей к обучению и повышается качество знаний. Таким образом, качественный ЦОР способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Проведенные курсы позволили осуществить методическую подготовку педагогов к созданию и использованию ЦОР с учетом индивидуальных профессиональных потребностей и методические рекомендации по формированию ИКТ-компетентности учителя по созданию ЦОР, обеспечивающих получение новых образовательных результатов. В плане курсов предусмотрены структура, содержание подготовки и организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование компонентов готовности педагогов к созданию и использованию цифровых образовательных ресурсов. Показана педагогическая целесообразность применения созданных ЦОР в профессиональной деятельности учителя, направленной на достижение современных образовательных результатов.

Результаты  проведенных курсов мы видим через созданные учителями цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) для использования на уроке, для участия в различных конкурсах, на ежегодных педагогических мероприятиях, где педагоги предоставляют авторские электронные ресурсы по предметам, проекты и др. Основной задачей созданных ЦОРов являются:

 помощь учителю при подготовке к уроку:

-компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

-большое количество дополнительной и справочной информации для углубления знаний по предмету;

-эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

-подготовка контрольных и самостоятельных работ (в том числе по вариантам);

-подготовка творческих заданий;

-подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

-обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

помощь при проведении урока:

-демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

-использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

-компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

-индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

-повышение интереса учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

-автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

-большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

-возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

-развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

-помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

-приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что ЦОРы занимают центральное место в электронном пространстве учителя.

Создавая свои ЦОРы и используя уже кем-то созданные, учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.

Кроме того накопленная с годами структурированная база цифровых образовательных ресурсов может стать для учителя опорой и методической копилкой в процессе преподавания предмета. Это позволит сформировать базу данных ЦОР отдельного педагога и образовательного учреждения в целом, при достаточном их количестве, разумной систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.

Таким образом, современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика — право на качественное образование. Использование цифровых образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперёд…»

 Список литературы

  1.  «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 гг.»
  2. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации \Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003. — с.68–70.