Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Формирование профессионально-личностных качеств педагога малокомплектной школы

Формирование профессионально-личностных качеств педагога малокомплектной школы

Зейнелова А.Е., зав.кафедрой инновационного развития и информационных технологий филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», г.Кокшетау

Обновление содержания образования по-новому ставит вопрос о развитии профессионально-личностных качеств педагога малокомплектной школы. Наряду с совершенствованием профессиональных навыков ему необходимо развивать творческую инициативу, креативность, способность заниматься самосовершенствованием, самообразованием, а также надо уметь адаптироваться в новых условиях. Причем, он должен стремиться не просто использовать инновации, но и правильно их воспринимать и непрерывно совершенствовать свою работу в данном направлении.  

 

Квалификация любого педагога сохранится и будет развиваться только при условии постоянного творческого развития профессионализма и личностных качеств. Большая роль в этом отводится системе повышения квалификации.

Мы помним, что в прошлом веке в специалисте в основном ценилось развитие профессиональной, деятельностной компетентности. А.К.Маркова же считает, что наряду с этим упор необходимо делать на развитие индивидуальной, личностной компетенции и предлагает следующие виды профессиональной компетентности:

  1. Специальная (деятельностная) – высокий профессиональный уровень педагога, не только владеющий специальными знаниями, но и успешно применяющий  их в своей практике.
  2. Социальная – уровень владения способами сотрудничества, приемами профессионального общения. 
  3. Личностная – уровень владения такими  способами, как  самовыражение и саморазвитие, «средствами противостояния профессиональной деформации». Обладание этим видом компетенции предполагает умение педагогом составлять план своей профессиональной деятельности, самостоятельно решать возникающие вопросы, видеть проблему.
  4. Индивидуальная – уровень владения приемами саморегуляции, готовность к профессиональному развитию и росту. Имея постоянную профессиональную мотивацию, педагог не подвергается «профессиональному старению».

Развитие личностной, индивидуальной компетенций учителя в сельской местности играет немаловажную роль в связи с ограничением общения учащихся в социуме, отсутствием культурно-образовательных центров и т.д. Только учитель, владеющий всеми видами компетенций сможет не только обучить, но и воспитать духовно-нравственную, критически мыслящую, функционально грамотную личность.

Не случайно во многих странах развитие профессиональных навыков направлено на личность, индивидуальность педагога. В Сингапуре, например, считают, что учитель должен обладать следующими компетенциями: персональное лидерство (положительные эмоции, гибкость, мастерство); организационное  лидерство (обучение, системное мышление, творчество, наставничество); педагогическое лидерство (критическок мышление, кооперативное, проблемное обучение, критериальное оценивание); профессиональное лидерство (исследовательская деятельность, развитие школьного тематического планирования).

К сожалению, согласно исследованиям, формирование таких личностных качеств, как лидерство, творческое саморазвитие, критическое мышление и др. у педагогов МКШ,  особенно школ с малым контингентом учащихся, не всегда соответствует современным требованиям. В результате возникает противоречие между требованиями к профессионально-личностному развитию современного педагога МКШ и реальным положением дел.  

В чем  причина такого несоответствия?

По результатам анкетирования, проведенного среди слушателей на курсах повышения квалификации, сдерживающими факторами стимулирования мотивации творческого саморазвития в организациях образования являются:

-         формализм, бумажная волокита, канцелярщина;

-         отсутствие или нехватка времени для развития личностных качеств,

творчества;

-         отсутствие современного материально-технического оснащения,

необходимых ресурсов;

-         необъективное отношение и оценивание  работы администрацией школы;

-         низкая самооценка, неуверенность в своих возможностях;

-         неумение практического использования последних достижений педагогики;

-         низкий уровень развития навыков составления творческих проектов, планов, авторских программ и др.

Считаем, что это в какой-то мере способствует тому, что педагоги МКШ по некоторым параметрам отстают от городских. Но, с другой стороны, в жизни немало успешных, передовых учителей из малокомплектных школ, добивающихся высоких показателей по всем направлениям педагогической деятельности. Поэтому считаем, что совершенствование профессионально-личностных качеств педагога не всегда зависит от объективных причин. Во многом здесь играет личность самого учителя, его отношение к себе, к коллегам, учащимся, родителям, умение эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Что стимулирует развитие профессиональной компетентности сельского учителя? Согласно нашим исследованиям стимулирующими факторами являются:

-         курсы повышения квалификации, обучающие семинары;

-         достижения коллег, влияние передовых учителей;

-         участие в научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах;

-         самоопределение, ощущение того, что «я на своем месте»;

-         возрастающая ответственность;

-         желание получить поощрение и быть признанным;

-         карьерный рост;

-         повышение квалификационной категории, аттестация;

-         стремление идти в ногу со временем др.

Мы видим, что педагоги во многом осознают актуальность обозначенной проблемы.

Таким образом, в век внедрения новых стандартов и программ, использования современных инноваций и технологий, внедрения полиязычия, основ робототехники, вопрос развития профессионально-личностных качеств, самосовершенствования встает на первый план. И здесь многое зависит от личности самого учителя. Главное, надо осознавать происходящие изменения и иметь желание развиваться, совершенствоваться, иметь стремление переходить на более высокую ступень профессионализма.