Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Сказочный мир декоративно-прикладного искусства, или вечные ценности

Сказочный мир декоративно-прикладного искусства, или вечные ценности

 Кузнецова В.П., преподаватель ИЗО и ДПИ КГКП «Детской школы искусств «Жулдыз» акимата г. Усть-Каменогорск

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего.

 

Новые социально – экономические и политические условия требуют добросовестных, а самое главное – творческих людей. Занимаясь с детьми изобразительным и декоративно-прикладным искусством в студии «Сувенир» Детской школы искусств «Жулдыз» акимата г. Усть-Каменогорска, я стремлюсь в каждом ребёнке пробудить творца.

У нашей студии дети имеют возможность научиться создавать своими руками украшения, картины, поделки и сувениры по следующим направлениям: живопись,флористика, пластилинография, художественная обработка кожи и лепка из солёного теста.

Чтобы привить устойчивый интерес детей к данным направлениям Изобразительного и декоративно-прикладного искусства я использую игровые технологии, которые активизируют и интенсифицируют творческое мышление, самостоятельную деятельность ребят и дают высокую эффективность результатов. Ребята с удовольствием погружаются в сказочный мир жанровых картинок из солёного теста и самобытных неповторимых украшений из кожи в национальном стиле.

Занятия ИЗО и ДПИ для детей младшего школьного возраста чрезвычайно полезны и важны. Специфика занятий в студии «Сувенир» оказывает терапевтическое и арт-терапевтическое воздействие на ребёнка. Скрупулёзная, ювелирная работа с природным материалом, кожей, живопись и графика, лепка из солёного теста и пластилина развивает терпение и усидчивость, творческое мышление, стимулирует все психомоторные процессы организма.

В нашей студии ИЗО и ДПИ своё общение с детьми я выстраиваю по принципу взаимоуважения, воспитываю у них чувства коллективизма, взаимовыручки и поддержки, развиваю качества социально-адаптированной личности. Анализируя готовые изделия и поделки друг друга, дети учатся высказывать своё мнение, проявлять инициативу и смелость. Во время практической части занятия акцентирую внимание ребят на самостоятельной работе, прививая умение самостоятельно решать свои творческие задачи. В своей работе использую такие виды арт-терапии как: игротерапия и изотерапия. Эта методика, связанная с раскрытием творческого потенциала личности, высвобождением его скрытых энергетических резервов. АРТ-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочуствии и психологическом здоровье личности средствами художественной действительности. И педагог, и ребёнок приобретают ценный опыт позитивных изменений, происходит внутреннее самопознание, гармонизация развития личности. Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что “развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов”.

 На занятиях по лепке из солёного теста начинаю со знакомства детей с народными игрушками глиняными и деревянными (старооскольской, дымковской, каргопольской и др.). Особо привлекательные и яркие выставляю на показ. Предлагаю взять их в руки, рассмотреть лучше узоры росписи. А весёлые скоморохи расскажут нам об истории их зарождения:

  1. Родился город на Осколе
  2. Давно, в седую старину,
    Став крепостью по царской воле,
    Он грудью защищал страну.
  3. Здесь любили песни, пляски,
  4. Здесь рождались чудо-сказки,
    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины.
    Все игрушки не простые,
    А волшебно-расписные:
  5. Белоснежны, как березки,
    Кружочки, точечки, полоски –
    Простой, казалось бы, узор,
    Но отвести не в силах взор!

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство воспитывает в детских душах чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Для формирования мотивационно-ценностного отношения к творчеству, нужно привить детям любовь к народному искусству, работать много и с интересом, делать так, чтобы дети были не посторонними наблюдателями, а активными участниками общения с искусством. Собственного творческого воображения, дополненного яркими зрительными впечатлениями от росписи изделий, оказывается достаточно, для того чтобы дети создавали свои оригинальные работы. Картины, поделки, изделия студии «Сувенир» используются в оформлении школьных выставок, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни.

Воспитание с детских лет уважения к духовным ценностям, умение понимать и ценить искусство, пробуждение у детей творческих начал способствует становлению цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми.

Постоянная связь с мастерами – прикладниками, экскурсии в музеи города – всё это является неотъемлемой частью обучения в студии ИЗО и ДПИ «Сувенир». Копирование орнаментов, зарисовка отдельных декоративных элементов из фотоальбомов, из музейных фондов является вспомогательным звеном в творческом поиске. Ведь изучение национальной культуры обогащает личность, доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь, является мощной мотивацией к творчеству. Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду, и сами создают материальные и культурные ценности. Развитие творческих способностей детей посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства, новых технологий воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Создание живописных картин, украшений из кожи, лепка из солёного теста дают огромный простор для фантазии художника от выбора формы, фактуры и до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Эти поделки, картины, украшения пронизаны теплом рук детей, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь. Желаю всем всегда находить место для творческого праздника в своей жизни, удачи и новых красивых идей!

Литература: Киселёва М.В «Арт-терапия в работе с детьми», Санкт-Петербург, «Речь», 2006 г.