Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века

Мой коллега – яркий пример компетентного педагога 21 века

Варова Ирина Александровна, учитель русского языка  КГУ «Чапаевская средняя школа» Зыряновского района

         21 век – век новых информационных и коммуникативных технологий. Какое же место отводится учителю в современном мире? С какого учителя брать пример молодому поколению педагогов?
         Часто я слышу такую фразу: «Профессия учителя – одна из важнейших в нашем мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации». На заре своей педагогической деятельности эти слова мне казались довольно пафосными. Но, проработав десять лет в школе, я поняла, что в наше сложное время именно нам, педагогам, приходится жить в новых условиях, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, эрудиция, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами педагога 21 века.

 

       Я убеждена: от учителя зависит, интересен ли он ребенку или его просто терпят. Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире. Работая с детьми, я поняла, насколько велика роль нравственного авторитета учителя и что только личным примером и поведением можно достичь успеха. Но самое несчастное отношение между учителем и учениками возникает тогда, когда в детях закрадывается сомнение относительно твоих познаний. Поэтому считаю, что путь постоянного самообразования и самосовершенствования жизненно важен и необходим для учителя.
         Подобные рассуждения возникли не случайно. Проработав несколько лет с профессионалом своего дела – Бейсенбаевой Айнур Тулегеновной, познакомившись с результатами её многолетней работы, видя каждодневный кропотливый труд, отношения с коллегами, детьми и родителями, наблюдая её тягу к самосовершенствованию, повышению своего профессионального уровня, я сделала вывод, что именно с таких учителей, «звездочек» на нашем педагогическом небосклоне и нужно брать пример.

         Айнур Тулегеновна – это и педагог, и психолог, и профессионал. Она прекрасно знает свое дело, ясно представляет к чему ей нужно стремиться, какие новые вершины покорить; она не боится трудностей, любит экспериментировать и всегда остается добродушным, открытым человеком, готовым поделиться своими познаниями. Также это творческий человек: на каждом занятии она раскрывает багаж своих талантов, делая любой урок, внеклассное занятие или  мероприятие неповторимым, запоминающимся. Несомненно, ученики с радостью и нетерпением ожидают новой встречи с ней, готовясь не только к открытию нового, но и раскрытию своих способностей, умению нестандартно подойти к привычной ситуации. Ведь, когда учитель на высоте, прослеживается общая ориентация: он не верит в силу нотаций и наставлений, он не поучает, не обвиняет и не требует обещаний. Он не охвачен мыслями о прошлом или далеком будущем детей. Он имеет дело с настоящим. Для него важно, почему ребенку дискомфортно или чем он подавлен в данный момент. Он ставит перед собой скромную цель: добиться того, чтобы в его классе каждую минуту присутствовали любовь доброта и человечность.
         Когда учитель на высоте, он является живым доказательством того, что такое возможно и вполне применимо на практике.
         Известный педагог  Е.Н Ильин писал: «Если урок – общение, а не просто работа; искусство, а не просто учебное занятие; жизнь, а не часы в расписании, то почаще спрашивайте себя: зачем иду на урок? Какую мысль ребятам оставил? Какое чувство пробудил?  Идти на урок – это идти в глубь человека, кем бы он ни был…».
         Так, Айнур Тулегеновна считает, что нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя; что ученик – это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь. И данная стратегия имеет вполне достойный результат. Ученикам на уроках не просто комфортно, многие из них удостоились призовых мест на районных, областных, республиканских конкурсах и олимпиадах. К примеру, Турабаев Темирлан, Есболатов Данияр заняли первое место в областной олимпиаде «Сәйгүлік», Кадырханова  Айдана получила второе место. Также эти учащиеся заняли первое место в областной олимпиаде «Жас математик», Қалибекұлы Алдияр и Байсалханов Ерасыл заняли второе место в дистанционых олимпиадах по математике, в международном конкурсе «Кенгуру»  Қалибекұлы Алдияр занял второе место. Ученики Айнур Тулегеновны регулярно участвуют  в таких конкурсах как «Малахит», «Кенгуру», «Асыл тас», КИО и получают призовые места. И данные достижения вполне оправданы. Как сказал педагог Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит её находить».
          Так Айнур Тулегеновна учит детей добывать знания собственными усилиями, воспитывает думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказать и отстаивать свое мнение ученика. Она верит, что каждый ребенок талантлив! Но талантлив по своему. Она ставит перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию.
         Но, наряду с совершенствованием своих учеников, Аунур Тулегеновна самосовершенствуется сама. К настоящему моменту она не только имеет высшую квалификационную категорию учителя математики и информатики, но и является тренером по Программе «Рефлексия в практике», является сертифицированным учителем по программе третьего уровня, в 2015 году получила почетное звание «Учитель года Зайсанского района», была постоянным членом комиссий по проверке олимпиад, аттестационных комиссий в школах, ею был проведен областной мастер – класс по теме «Методы исчисления», имеются издания в периодической печати, является руководителем школьного методического объединения учителей естественно – математического цикла «Мыслитель», член экспертного совета школы.
Аунур Тулегеновна не перестает учиться. Она считает, что, если педагог перестает любить учиться, то он должен уйти из профессии. Безусловно, личность педагога очень важна, но необходимо мыслить более широко: оценивая качество работы, например, хирурга, мы не скажем, что его главное достоинство – доброжелательное отношение к пациенту? Хорошее отношение, безусловно, важно, но, если хирург не обладает профессиональными компетенциями, вряд ли мы захотим лечь к нему под нож. Это же верно и для педагога – важно, чтобы он был и внимательным, и добрым, и любил детей, но если он не может мотивировать ученика учиться, не владеет современными технологиями, не знает психологию, не умеет пользоваться её инструментами, не привык находить информацию самостоятельно – он не будет компетентным специалистом.  Современный мир меняется очень быстро и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям.
         Действительно, современный мир меняется очень быстро, и учителю отведено здесь особое место. Именно такие учителя, как Айнур Тулегеновна, воспитывают не только знающего ученика, но и истинного гражданина, патриота совей Родины, способного реализовать все планы и начинания, обозначенные Лидером Нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. И я верю, что среди педагогов нашей республики найдется немало подобных «фанатиков», на которых стоит равняться, и с которых необходимо брать пример в целях развития своей личной компетентности педагога, в целях повышения качества образования и, как следствие, в целях повышения статуса нашего государства на мировой арене.
         За время своей работы я убедилась, что быть компетентным учителем трудно – но возможно! Помимо выполнения ежедневной работы, нужно учиться быть счастливыми! Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. Ещё более двух тысяч лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла другим. Позволю себе также привести замечательные слова Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».
         Да, Айнур Тулегеновна – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что её окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
         И в завершении своей работы  хотелось бы привести следующие слова:
          «В нашей жизни все неповторимо,
         Так ведется издавна в веках,
         Только лишь одно бесспорно, зримо:
         Кто учил – живет в учениках».