Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Проект внеучебной деятельности «Протяни руку лапам»

Проект внеучебной деятельности «Протяни руку лапам»

Розенберг Ольга Георгиевна, учитель самопознания, КГУ «Общеобразовательная школа №30»  г. Усть-Каменогорска
Гаврилова Л.Н., тренер по программе НДО «Самопознание» ФАО «НЦПК «Өрлеу» 

Педагогика всегда ставила перед собой как одну из важнейших задач - задачу нравственного воспитания. Личность, не наученная интегрировать знания и нравственную сферу, не способная эмоционально откликаться на полученную информацию, улавливать моральный аспект в полученных знаниях, не может быть гармоничной. А без моральной оценки и критического отношения к себе и окружающим сложно ей будет сформировать гражданскую позицию. Нравственный аспект может быть присвоен только в случае эмоционального переживания.

 В этой связи, крайне важна интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс, одной из сфер которого является внеучебная работа, направленная на ценностное самоопределение учащихся, на становление в маленьком человеке – ученике – нравственных принципов и благородного характера.

Используя, деятельностный подход в воспитательной работе, позволяющий создать ситуации нравственного примера и нравственного выбора для каждого участника внеурочной работы. Этот выбор осуществляется через осознания ценностей, который обосновывается сверхзначимыми мотивами для личности, образовательной средой и окружающим социумом. В атмосфере общего дела, все участники - учителя, родители и ученики выступают на равных, идёт передача нравственных норм и становление ценностей личности, определяющих её жизненный путь. Цель данных мероприятий «формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, её моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества» [1,8].

При умелом профессионально выстроенном процессе интеграции предмета «Самопознание», созданнная воспитательная среда организации образования, которая как жизнь в её многообразии, будет давать человеку возможности к постоянному ценностному самоопределению, творческому развитию и самосовершенствованию.

В данной статье предлагается проект благотворительной акции «Протяни руку лапам» как один из примеров интеграции Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» во внеучебную деятельность.

Проект внеучебной деятельности по теме «Протяни руку лапам» проводился в КГУ «Общеобразовательная школа №30» акимата г. Усть-Каменогорска в марте-апреле 2018 года.

В организации и проведении акции добровольно участвовали ученики с 1по 11 класс, учителя, родители. Для реализации проекта в школе был создан оргкомитет, в состав которого вошли представители руководства школы, учителей, учащихся и родителей. Мероприятие было направлено на актуализацию лучших моральных качеств участников проекта: милосердия, искренности, бескорыстия, которые проявляются в деятельной помощи животным, оказавшимся в сложной ситуации. Целью мероприятия было создание условий для практики бескорыстного служения обществу в совместной деятельности учащихся, учителей и родителей.

Благотворительная акция проводилась в два этапа. Первый этап в КГУ «Общеобразовательная школа №30», второй этап в питомнике для животных «Преданное сердце». На первом, школьном этапе, прошли мероприятия: классные часы по теме: «Милосердие в нашей жизни», выставка рисунков «Доброе сердце», демонстрация видеоролика «Я и мой пушистый друг» на основе фотографий созданных ребятами, с участием родителей. Сбор добровольной помощи, которая собиралась в виде кормов, круп, аксессуаров для животных, посуды для кормления, материалов для подстилок.

Участниками была оформлена выставка рисунков учащихся начальных классов «Доброе сердце». В рисунках ребята, их было около 80, совместно с родителями показали идеи бескорыстного служения и помощи окружающему миру - людям, животным, природе. Экспозиция выставки несколько раз менялась, чтобы рисунки всех детей были представлены на выставке.

На классных часах «Милосердие в нашей жизни» учащиеся обсудили проявления милосердия в повседневной жизни, его значение для человека, страны и мира. Дети пришли к выводу, чтобы изменить окружающий мир, необходимо начинать с себя и собственных поступков.

Дети были очень активны в сборе фотографий «Я и мой пушистый друг» и с радостью делились между собой своими фотографиями с животными, не только домашними, но и дикими. Из этих фотографий был создан видеоролик, звуковым сопровождением для которого стали песни о доброте. Ролик, как и выставка, был показан в школе. Его видели учителя, родители и ученики, гости школы.

Для сбора добровольной помощи питомнику для животных «Преданное сердце» по школе были размещены объявления, распространены сообщения по школьным группам с призывами о необходимости помощи животным и с примерным списком необходимого для питомника, определён пункт приёма. Добровольная помощь принималась в виде кормов, круп, аксессуаров для животных, посуды для кормления, материалов для подстилок. Учащиеся, родители и педагоги с готовностью отозвались на призыв о помощи животным. Помогали лично от себя, помогали целыми классами и отдельными семьями.

На втором этапе была осуществлена доставка собранной добровольной помощи в приют для животных «Преданное сердце». Когда учащиеся приехали в приют, предварительно получив разрешение родителей на участие в данной акции, их радушно встретили сотрудники приюта. Они показали детям как устроен приют, рассказали, о финансировании приюта, несколько историй жизни питомцев. На момент проведения акции в приюте было около 100 собак. Ребята глубоко были тронуты услышанным и увиденным. «Очень жалко их, многие покалечены», «Если бы каждый мог взять хотя бы по одной собаке, такого бы не было», «Они тут все очень хорошие, мне хочется им помочь». После посещения приюта ученики заверили, что будут стараться, чтобы такого с животными не случалось. Все вместе решили, что и дальше будут сотрудничать с приютом.

Акция «Протяни руку лапам» достигла поставленных цели и задач, так как для этого были созданы все необходимые условия: составлен сценарий мероприятия, который соответствовал возрастным особенностям детей, обеспечено взаимодействие учащихся с родителями и педагогическим коллективом школы. Из отзывов учеников: «Мне очень понравилось мероприятие, оно помогло сделать мир на чуточку лучше», «Мы сделали хорошее дело всей школой, помогли этим животным, но хотелось бы, чтобы у всех животных был дом», «Я думала, что животные живут там совсем по-другому. Хорошо, что есть такие неравнодушные люди, которые создали такую организацию. Я буду по мере сил помогать бездомным животным».

По возвращению в школу ребята, участвовавшие, в поездке поделились своими впечатлениями с учащимися других классов. Видео о мероприятии демонстрировалось в фойе гимназии. Учителя и родители ещё раз убедились в том, что учащимся присуще такие качества человека как: милосердие, отзывчивость, искренность, бескорыстная помощь.

Цель:

Содействие созданию условий для практики бескорыстного служения обществу в совместной деятельности учащихся, учителей и родителей.

Задачи:

  • Способствовать приобретению учащимися опыта оказания бескорыстной помощи. 
  • Развивать стремление к проявлению безусловной любви.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.

Ресурсы: (материалы, источники)

1. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А.

Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. - Алматы: ННПООЦ «Бебек», 2013. - 176 с.

2. Доброта спасет мир http://muz-color.ru

3. видеоролик «Цепочка добрых дел»

4. Видео ролик

«Дай им шанс на жизнь» https://www.youtube.com

План подготовки к проведению проекта внеучебной деятельности «Протяни руку лапам» (19.03- 14.04.18г.).

  • Согласование идеи проекта внеучебной деятельности с руководством школы.
  • Создание оргкомитета. В состав оргкомитета, на добровольной основе, входят представители руководства школы, учителей, учащихся и родителей.
  • Определение направлений деятельности, распределение обязанностей:

- Подготовить план мероприятий по проведению акции.
- Подготовить проект информационного объявления о предстоящей акции на линейке, для размещения на стендах школы и школьных групп.
- Разработать и провести классные часы на тему: «Милосердие в нашей жизни».
- Провести выставку детских рисунков «Доброе сердце».
- Организовать сбор фотографий «Я и мой пушистый друг», создать видеоролик.
- Организовать сбор добровольной помощи для питомника «Преданное сердце» (корм, аксессуары для животных, посуда для кормления и др.). Определение пункта сбора помощи.
- Организовать доставку добровольной помощи в питомник для животных с группой учащихся, родителей.

  • Утверждение плана внеучебной деятельности «Протяни руку лапам» руководством школы.
  • Согласование плана проведения проекта внеучебной деятельности руководствами КГУ «Общеобразовательная школа №30» и общественным объедением «Преданное сердце»
  • Согласование юридических норм проведения проекта - согласие родителей на посещение детьми приюта для животных «Преданное сердце», согласие на видео - и фотосъёмку детей.
  • Проведение Инструктажа по технике безопасности о правилах поведения в общественном транспорте, ПДД, поведению в питомнике.
  • Обеспечение технической поддержки акции по проведению фото и видеосъёмки, подготовке отчёта по первому и второмуэтапам акции.

 

План проведения мероприятия в школе

  • Размещение объявлений о проведение акции «Протяни руку лапам» (стенды школы и классов).
  • Проведение мероприятий:
    - классных часов по теме: «Милосердие в нашей жизни);
    - выставка рисунков «Доброе сердце»;
    - создание видеоролика «Я и мой пушистый друг»;
    - сбор добровольной помощи «Протяни руку лапам».
  • Привлечение родителей к участию в акции «Протяни руку лапам».
  • Доставка добровольной помощи в приют.
  • Информирование о подготовке и проведении акции (общешкольная линейка, родительские собрания). Создание и представление видеоролика о проведении акции «Протяни руку лапам». Демонстрация в школе. Освещение мероприятия в школьной газете «Бiрге».

 

Приведённые в эпиграфе статьи слова К.Д. Ушинского, проверенные на практике, означают, что интересная мысль, высказанная кем-то, часто порождает свои идеи, а затем возникшие замыслы проявляются в конкретных делах и мероприятиях. Ведь в умении организовывать и управлять деятельностью учащихся проявляется профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

 Литература:
1. Концептуальные основы воспитания. - Астана, 2015.