Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Учитель самопознания - вдохновитель идей!

Учитель самопознания - вдохновитель идей!

Рахимбердинов Талгат Беккасымович, учитель самопознания в средней школе № 17 г. Семей

Человек всегда учится лишь у тех,

 кого любит. Те, у которых мы

 учимся, правильно называются

 учителями, но не всякий кто учит

 нас, заслуживает это имя.

 Иоганн Вольфганг Гете

Работаю в системе образования, в настоящее время – учитель самопознания в средней школе № 17 г. Семей. Нахожусь в постоянном общении с учениками, педагогами, родителями, как специалист, обладающий профессиональными компетенциями, выстраиваю коммуникации таким образом, чтобы каждый в школе смог услышать, понять другого человека, выступаю, как посредник между группами, способствуя их пониманию друг другом. Поэтому хочу высказать свою точку зрения на творческую деятельность учителя самопознания, поделиться своим мнением о том, какой именно педагог, на мой взгляд, способен вдохновить своих учеников на творчество.

 

Не секрет, что у каждого человека есть своя миссия на земле, есть свое предназначение. Кто-то становится инженером, кто-то летчиком, а кто-то учителем. И на сегодняшний день одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Мы живем в условиях быстроменяющегося мира, сегодня учащиеся помимо школьных учебников используют в своей обычной жизни и другие источники информации: интернет, социальные сети. Изменения социокультурных условий активно затрагивают школу, многое в ней меняют. Иными стали взаимоотношения учащихся и учителя, родителей и детей, родителей и школы. Эти перемены совершаются сейчас, на глазах одного поколения учителей. Сегодня формируется новая профессиональная ментальность, и чтобы быть на одной «скорости» с учениками, педагоги вынуждены перестраивать отношения с детьми, пересматривать многие нормы, о которых они узнали еще будучи студентами. И молодые учителя, не имеющие большого педагогического стажа, и те, кто работают 10-15 лет, вынуждены сегодня менять стиль и профессиональную идентичность.

Поэтому сегодня педагогу, чтобы учить, воспитывать учащихся, быть примером для подражания, пользоваться авторитетом, необходимо быть с ними на «одной волне», знать понятийный мир нынешних подростков, знать их кумиров, их предпочтения, например, в мире музыки, кино, владеть информацией о направлениях в молодежной субкультуре. Это нужно учителю, чтобы вести с детьми диалог на одном языке смыслов и понятий.

Только так сегодня педагог может вызывать интерес у детей, т.е. привлекая внимание к своей личности, он сможет сделать интересным своей предмет.

Пластичный, не остановившийся в своем развитии, а значит «продвинутый» с точки зрения детей, учитель может верно направить энергию и силы учащихся на достижение позитивных целей, подтолкнуть, вдохновить их на творчество. Только такому педагогу дети сегодня будут доверять, такой наставник будет для них действительно социально значимым лицом. Авторитетный учитель способен качественно влиять на когнитивную деятельность учеников, умело отделяя полезную информацию от ненужной, избирательно подавая им информацию об окружающем мире, анализируя и комментируя те или иные события. Ученики отдают естественное предпочтение сообщению своего наставника.

Рассмотрим факторы, которые влияют на процессы внутреннего согласия учащихся с информацией авторитетного педагога.

  1. Эффект новизны.

Опытный учитель может интерпретировать предлагаемую информацию как очень интересную для индивидуального обогащения учеников новыми знаниями.

  1. Эффект ореола. Ученики оценивают своего учителя именно как творческую личность, и положительно относятся к его предложениям и идеям, воспринимая его как педагога-новатора, педагога-творческую личность.

Искусство учителя проявляется и в том, как он строит архитектонику своего общения с учениками, в том, каким способом он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач, а также в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Таким образом, мотивация учащихся к активной познавательной деятельности, к творчеству – это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.

Ян Амос Коменский - великий чешский просветитель, философ, педагог рассматривал обучение не как пассивное зазубривание, а как целенаправленное развитие творческих задатков детей. Человеческий ум Коменский считает от природы способным все воспринимать и понимать. Более того, Коменский считает человека одаренным от природы способностями не только к восприятию и пониманию всего в мире, но и способностями преобразовывать и усовершенствовать мир через творческое начало, которое имеется в каждом человеке.

Как мы видим, практическая, ежедневная деятельность учителя в сегодняшних условиях это уже творчество, творческое искусство обучения и воспитания. Творческий характер педагогической профессии определяется высокой социальной значимостью и неповторяемостью ее продукта – сформированной личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия.

Увлеченный педагог, который сам с интересом встречает новое, способен дать своим ученикам умение творчески корректировать собственный мир, желание поделиться с окружающими полезными знаниями, ощущение целостности и гармонии с окружающим миром. Ученики такого педагога чувствуют большую свободу выбора, за которую они уже сами несут ответственность.

Как учитель самопознания, в качестве стратегической цели усилий педагогического коллектива, считаю подготовку и выпуск из школьных стен молодых людей, способных к саморазвитию, самостоятельному принятию решений, к непрерывному самосовершенствованию на основе полученного в школе базового и дополнительного образования.

Поэтому в своей ежедневной работе помогаю коллегам плавно смещать акценты во взаимоотношениях « учитель-ученик»- от категорически подчиняющего, безличного к уважительно-тактичному, справедливо-требовательному. Потому что важными параметрами учителя-самопознания являются глубокое осознание социальной ответственности своей работы, стратегическое мышление, умение создавать для своих учеников ситуации успеха в повседневной жизни!

Усилия нашего коллектива направлены в целом на то, чтобы каждый педагог в своей ежедневной работе, развиваясь сам, помогал ученику раскрывать и реализовывать свои способности, стимулировать его к творческому саморазвитию, способствуя формированию ответственности за свою судьбу в жизни.

В конечном итоге, это новое поколение, воспитанное сегодня в нашем обществе творческими педагогами, будет завтра отвечать за судьбу страны, принимать нестандартные решения, используя творческий, новаторский подход, основы которого они получили в школе.