Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Институт - лидер психологизации образования

Институт - лидер психологизации образования

 Ковалев Сергей Эдуардович, к.пс.н., зав. кафедрой УиКО  ФАО НЦПК «Өрлеу» по ВКО

В конце 80-х – начале 90-х годов  началось  становление психологической службы в школах Восточно-Казахстанской области. Начало этого пути связано с именем  Рескиной Сталины Ефимовны, кандидата психологических наук, которая в течение многих лет была лектором института повышения квалификации. В 1991 году в городе Усть-Каменогорске  работало 12 педагогов-психологов, на базе школы-лицея №34 работал методический центр гороо Усть-Каменогорска, которым руководил Ковалёв Сергей Эдуардович, методист городского отдела образования. Среди первых педагогов-психологов были и сотрудники института Садовщикова В.Е., Седченко Т.Н., Аглодина В.В. и др. Они внесли свой весомый вклад в авторитет психологической службы в начале её становления.

 Психологическая наука и практика за последние 25 лет надёжно вошла в современную систему образования, а психологическая служба стала неотъемлемой её частью. Основными итогами внедрения психологии в практику казахстанского образования являются:

1. Смена ценностей в системе образования и переход от «информационной модели» в образовательной политики к «личностно-ориентированной». Ценности энциклопедизма, информирования и передачи знаний как целей образования окончательно заменены на ценности деятельностного подхода в обучении, функциональной грамотности, исследовательских умений и навыков, проектных технологий, критического мышления и другие.

2.  Государственные стандарты в Республике Казахстан имеют принципиально иное содержание, основанное на мировой практике  личностно-ориентированного развития и функциональной грамотности. В частности, например, внедрение нового ГОСО в системе дошкольного воспитания и обучения  и Типовой программы  создает предпосылки для эффективного личностного развития дошкольников.

3. Трансформация позиций в отношениях учителя и ученика привела к внедрению так называемого «субъект-субъектного» подхода. Ученик в современных действующих образовательных технологиях  реализуется как субъект жизни и собственного самосовершенствования.

4.  Педагог начал выход из традиционной модели профессиональной деятельности, основанной на идее «образование на всю жизнь» к модели «образование через всю жизнь», педагог становится субъектом собственного самосовершенствования и развития, что становится ключевым фактором смены парадигмы  повышения квалификации и личностного развития учителя.

5. Социально-психологические службы в организациях образования заняли достойное место в спектре услуг. Педагоги-психологи  реализуют  много задач социально-психологического сопровождения  всех субъектов  образовательных процессов, в том числе такие сложные  задачи как  профилактика аутоагрессивного поведения  учащихся, просуицидальное поведение взрослых, психологическое сопровождение и технологии борьбы с деструктивным влиянием деструктивных аккаунтов в социальных сетях  и др.

6. Достойное место в системе образования начали занимать вопросы социально-психологического сопровождения  внедрения  инклюзивного, специального  образования и развития  школьников  с особыми образовательными потребностями. Их диагностика, коррекция и психотерапия стала важным фактором успешности образовательной политики в сфере инклюзивного образования.

7. В отборе и сопровождении одаренных детей окончательно стал приоритетным процесс выявления особых способностей у детей в естественной образовательной среде, а так же через участие школьников в различных конкурсах и олимпиадах. Метод проектов стал ведущей ценностью в творческом развитии одаренности.  

В  2017 году  АО НЦПК «Өрлеу»  исполняется  5 лет. За время своей деятельности АО «Өрлеу» через внедрение современных образовательных технологий внесло свой существенный вклад в психологизацию образовательной системы.  Современные образовательных технологии в Республике Казахстан устойчиво стоят на принципах психологической науки. Системно-деятельностное содержание современной образовательной практики, конструктивистский подход в организации учебного процесса, функциональная грамотность, критическое мышление, креативные технологии, исследовательская деятельность педагогов и учеников отражают взгляды таких выдающихся ученых как А. Маслоу, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, П.И. Анохин и другие. Система повышения квалификации за эти годы претерпела кардинальные изменения, в основе которых лежит смена парадигмы и  формирование  базовых компетенций педагогов как тренеров-фасилитаторов.

Практически все, проводимые нами курсы повышения квалификации педагогов имеют глубокое психологическое содержание. Среди них:

  • Курсы по обновленной системе образования окончательно переводят нас в новую парадигму образования, основанную на деятельностном содержании и функциональной грамотности;
  • Курсы для педагогов по программам инклюзивного содержания выводят работу с «особыми» детьми в поле интеграции и коммуникации;
  • Курсы для педагогов дошкольной системы образования направлены на новые стандарты, когда целью образовательной практики становится здоровая, активная, творческая личность ребенка, свободно коммуницирующая в полеязычном пространстве;
  • Курсы по робототехнике выводят педагога к управлению инновационным мышлением у учеников;
  • Курсы по программе самопознание (уточнить название программы)  напрямую обращаются к духовно-нравственным ценностям современного общества и человека.

Институт и ныне остается  лидером психологизации образования ВКО. В институте  с 2015 года проходит  традиционная Международная научно-практическая конференция  «Современные психологические технологии как средство повышения эффективности социально-психологической помощи», которая стала  драйвером развития  психологических технологий в регионе. Выпущенные сборники стали методическим ресурсом в  развитии  психологических служб  организаций образования ВКО. Партнером ИПК в этом направлении стала Международная академия психологических наук, которая в 2017 году отметила свое 25-летие.