Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - «Защитные стратегии поведения как основа личной безопасности» (Психокоррекционное занятие с элементами тренинга по профилактике преступлений против половой неприкосновенности)

«Защитные стратегии поведения как основа личной безопасности» (Психокоррекционное занятие с элементами тренинга по профилактике преступлений против половой неприкосновенности)

Никифорова Татьяна Михайловна, педагог-психолог   КГУ «Меновновская средняя школа» 

Цель: Содействовать формированию ответственного поведения подростков через активизацию стратегий личной безопасности
Задачи:
1. Познакомить учащихся с факторами риска и стратегиями  безопасного  поведения.
2. Развитие умения  видеть в жизненной ситуации угрозу половой неприкосновенности.
3. Формирование навыков  безопасного поведения.
Оборудование:  Интерактивная доска. Стулья по количеству участников, 3 стола, карандаши, ручки, листы А3, зеркальце. 
Категория: Учащиеся 8-11 классов.

 

Ведущий. Добрый день ребята, я рада вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Тема сегодняшнего занятия «Стратегии личной безопасности». Мы продолжаем  с вами говорить о свободе в отношениям между мужчиной и женщиной. Сегодня мы с вами совместно,   выработаем стратегии личной безопасности,  которые помогут  нам противостоять насилию и сохранить половую неприкосновенность.
Разминка

Упражнение «Друг к дружке!»
Ведущий:Чтобы размяться, поднять настроение, настроиться на работу, я   предлагаю поиграть в одну игру, во время которой всё нужно делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
– Правая рука к правой руке!
– Нос к носу!
– Спина к спине!
А теперь запомните: каждый раз, как только я крикну: «Друг к дружке!», вам надо быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, «Друг к дружке!».
– Ухо к уху!
– Бедро к бедру!
– Пятка к пятке!
Пусть поменяются пять — шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых участники должны вступать в контакт друг с другом.
Обсуждение
▪ Понравилась ли вам игра?
▪ Легко ли было действовать так быстро?
Сейчас   я раздам вам смайлики, вы внимательно посмотрите какая эмоция на смайлики.
Итак, ребята у кого какая эмоция ( ответы  учащихся )
Итак, если у вас  на смайлики эмоция радости, то я приглашаю вас присесть в 1 группу, если вы получили  на смайлики восторг то вам надо сесть во вторую группу, если на смайлики удивление, то ваша группа третья. 

Основная часть

1 Ребята на слайде у меня схема, кто  может ее  вспомнить и объяснить?

Итак, половая свобода – это право каждого взрослого человека самому решать, с кем и в какой форме удовлетворять свои сексуальные потребности. Свобода – это выбор, выбор между   да и нет. 

Ведущий: Когда человек обретает половую свободу?  (Учащиеся отвечают)
Совершенно верно,  с достижением совершеннолетия, после 18 лет.
Ведущий: Итак, что такое половая неприкосновенность?  (Учащиеся  высказывают мнения)
Половая неприкосновенность – составная часть личной неприкосновенности, охраняющая человека от любых  противоправных личных посягательств.
У несовершеннолетних выбора «да» быть не может, так гласит закон.
     Преступления против половой неприкосновенности    называют сексуальным насилием.
Сегодня мы с вами поговорим, как обезопасить себя, от посягательств на нашу половую и личную неприкосновенность.
Психологический практикум
Ведущий: Сейчас я предлагаю каждой группе ситуации, вы должны подумать и выделить слагаемые опасности для каждой ситуации. (Приложение 1)
Каждой группе  дается по 2 ситуации.  Группа  выделяет слагаемые опасности и  презентует свою работу.
     Ребята, сейчас разбирая ситуации, мы с вами знакомились со слагаемыми опасности. Посмотрите пожалуйста на доску, и скажите, какие слагаемые мы не назвали?  
Какие примеры можно привести, учитывая данную опасность?
Слагаемые опасности: (на доске)
1 Время (позднее время)
2 Место (глухие заброшенные  парки, скверы и.т.д.)
3 Излишняя доверчивость
4 Профессия
5 Неосторожность,   неосмотрительность
6 Легкомысленность, неразборчивость
7 Вызывающий внешний вид
8 Аморальное поведение (беспутное, низкое)
9 Незнакомая компания
10 Употребление  алкоголя
11 Скандальный невыдержанный характер
12 Грубость, агрессия, деспотизм
13 Нетрудовые доходы
14 Образование
15 Пол
Игра «Ангел бес»
От каждой группы приглашаются по 1 человеку
Главному   персонажу,   предстоит принять решение, как поступить в данной ситуации. У него есть два советчика – «Ангел» и «Бес»,  выбираемые из группы.
 «Ангел» стоит у героя за правым плечом,
 «Бес» - за левым.
 «Ангел» и «Бес» приводят аргументы в пользу противоположных решений:
«Ангел» - отстаивает взвешенное, ответственное решение, приводящее к пользе героя, суть которого подождать настоящей любви.
 «Бес» - на первый взгляд легкое решение, но разрушительное для личности, состоящее в подчинении сиюминутному порыву или давлению окружающих.
Главный герой может общаться со своими советчиками. Приняв окончательное решение, он делает шаг вправо или влево. (Приложение 2)
Обсуждение:
• Что чувствовали участники?
• Кто принимал решение?
• Как менялась ситуация?
• Какие аргументы советчиков были самыми убедительными? Какие повлияли на принятие решения?
• Какие отдаленные последствия могут быть у принятых решений? (т.е. чем опасны советы «Беса» и чем полезны советы «Ангела»).
В: Принимая   решения, мы всегда должны подходить ответственно и взвешенно,  думать о пользе, или вреде данного решения.
Групповая работа
Каждой группе предлагается выработать защитные стратегии.
Каждая  группа  разрабатывают одну тему, затем  другие группы  просматривает постеры и    формулирует по 2 вопроса (Стратегия «Остановка»)
Каждая из групп  комментирует  свои стратегии,  отвечает на вопросы.

  Ведущий:  ребята, вы назвали важные стратегии личной безопасности,     я  позволю себе дополнить   информацию по данной теме. (Психолог называет все стратегии и  комментирует  каждую стратегию)
Защитные стратегии:
*Не теряй контакты с людьми
*Хорошо обучайся
*Закрывай и запирай
*Будь на виду 
*Выбирай безопасные места
*Проверяй
*Не ссорься
*Наблюдай

Завершение работы:
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Давайте похвалим себя за это. Возьмите зеркала и, глядя в них, скажите себе комплименты. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем от шума городского. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня, напойте полюбившуюся мелодию.
Рефлексия : В конце занятия  учащимся предлагается выполнить упражнение:
Чемодан –  СМС (На доске рисунок чемодана и телефона)
На  картинке  с чемоданом,   запишите пожалуйста что вы получили сегодня на занятии и хотите 
Взять с собой.
На картинке с телефоном  напишите   СМС,  о  чем еще  вы  хотели бы узнать (поговорить) по данной проблеме. Время на работу 2 мин
Каждый пишет на стикерах,   выходит к доске и  комментирует ощущения, чувства, эмоции, полученные знания.
Спасибо за работу, до новых встреч.

Приложение 1

1  Молодая девушка,  задержалась на работе. Возвращаясь домой,   поздним вечером,  решила сократить свой путь через заброшенный  парк.

Слагаемые  опасности:________________________________________________________                                                                        

2 За окном темнело, и в комнате, где специально не включали свет, царил таинственный полумрак. От выпитого вина у Тани кружилась голова. А впрочем, не одно вино здесь было виновато. Просто она первый раз оказалась в гостях у Дэна. Все было почти как в романе — цветы, музыка, стихи, которые Дэн сочинял сам. Но все-таки где-то в глубине души шевелился червячок беспокойства. Слишком уж все было хорошо, у Татьяны создалось впечатление, что от нее чего-то ждут. «Ну что с тобой, — наклонившись к ней совсем близко, прошептал Дэн, — тебе надо расслабиться. Попробуй вот это!» На вытянутой ладони Дэна Татьяна увидела две таблетки.

Слагаемые

опасности:________________________________________________________                                                                                                                

3 Молодые девушки  пришли на дискотеку, познакомились с двумя парнями. Один из парней сообщает, что сегодня его день рождения, поэтому  он приглашает всю компанию продолжить вечеринку на квартире.  Девушки соглашаются.

 Слагаемые

опасности:________________________________________________________                                                                                                                                                      

4 Вечеринка была в разгаре, когда вошла Ольга. Внешний вид девушки был вызывающим.  На вечеринке было  много молодых людей, которых она не знала.  В этот вечер девушка много пила спиртного, вела себя вульгарно, вешалась на парней, выражалась нецензурной бранью. 

Слагаемые

опасности:________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                               5 Лена уже давно ни с кем не встречалась, одиночество ей уже надоело. Однажды она шла по улице и вдруг, как в сказке, к ней подходит ослепительно красивый молодой человек с букетом цветов, говорит комплименты, предлагает подвезти. Лена соглашается.

Слагаемые

опасности:________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                               6 В кафе молодой человек вел себя очень нагло,  агрессивно. Был груб  с  персоналом,  скандалил с  людьми, выражался нецензурной бранью.  В течении  вечера познакомился с девушкой и предложил проводить  ее до дома.  Девушка соглашается.

Слагаемые опасности: _____________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 Приложение 2

Ситуация:
Наташа поссорилась с Костей. Чтобы развеяться и отдохнуть, она собирается на дискотеку.
Ангел:
Бес:
Она ярко краситься.
Ангел:
Бес:
Одевает короткую юбку.
Ангел:
Бес:

На дискотеки к Наташи подходит парень и предлагает познакомиться.
Ангел:
Бес:
Молодой человек предлагает Наташи подвести ее до дома.
Ангел:
Бес:

  Литература:
1. Анн Л.Ф //Психологический тренинг с подростками.- М,2006.
2. Психокоррекционные занятия с учащимися . Учебно – методическое пособие для психологов общеобразовательной школы. –Астана: «Арман –ПВ», 2010.