Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Практическое занятие с элементами тренинга: «Общение в моей жизни»» (4 - 5 класс)

Практическое занятие с элементами тренинга: «Общение в моей жизни»» (4 - 5 класс)

Кауфман И.А., педагог-психолог КГУ «Средняя школа№ 9» акимата г. Усть-Каменогорска

Цель: Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «общение», сформировать первоначальное представление о значении общения в жизни человека и общества.
  2. Учить учащихся успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе.
  3. Создать условия для конструктивного общения, мотивацию к самопознанию и рефлексии.
  4. Воспитывать уважение к окружающим, способствовать развитию у учащихся навыков культурного общения.

Оборудование: класс, компьютер, экран, презентация, музыкальное сопровождение.

Материалы: ручки, карандаши, маркеры, листы А - 4 для групповой работы, листы для индивидуальной работы, список качеств, лучи солнышка, тучи.

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие: - Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии с элементами тренинга, которое по традиции мы должны начать с ритуала приветствия.

Упражнение «Цветные ладони». Все участники хаотично передвигаются по классу. Я поднимаю «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством присутствующих. Здороваться нужно разными способами.

Варианты сигналов:

  • Красная ладонь – надо пожать руку.
  • Синяя ладонь – погладить по плечу партнера.
  • Желтая ладонь – поздороваться «спинками».

2. Разминка «Я рад с тобой общаться». – Давайте создадим хорошее настроение и настроимся на позитивное общение друг с другом, для этого каждый участник протягивает другому руку со слова­ми: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. -Я рада с вами общаться!

3. Целеполагание. - А начнем мы наше занятие с такой ситуации, представьте, что вы оказались на необитаемом острове. На этом острове есть все: благоприятные погодные условия, есть пища, есть дом, в котором можно жить, одежда, но вы на этом острове – одни. Не так как вы сидите группами в классе, а каждый из вас оказался один, без мамы, без родителей, без друзей, без знакомых на необитаемом острове.- Чего вам будет не хватать?

Тема нашего занятия «Общение в моей жизни». Каждый день мы общаемся с разными людьми. Оглянитесь вокруг и посмотрите на тех, кто вас окружает. Это одноклассники, учителя, мамы и папы, бабушки и дедушки и просто окружающие люди. Все мы разные и не похожи друг на друга. Каждый из вас - личность со своими интересами, потребностями, взглядами на жизнь. И если уж мы такие разные, то каждому из нас важно уметь жить в этом разнообразном мире. Невозможно жить рядом и не общаться. Общаются люди через слова, жесты, взгляды, мимику. И мы связаны со всеми окружающими нас людьми тысячами невидимых нитей. От этих людей зависят наши успехи в учебе, наше здоровье и даже наша жизнь. Общение с другими людьми является жизненно – важной необходимостью для человека любого возраста.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться? На какие вопросы мы должны сегодня найти ответ?

1.Что такое общение?

2. Для чего нужно общение?

3. Какие качества помогают человеку общаться, а какие мешают?

4. Существуют ли какие-нибудь правила общения?

Сегодня на занятии мы постараемся, ответить на эти вопросы.

4. Правила работы в группе. -Мы будем работать в группах, каждая группа, собираясь работать, совместно всегда договаривается о правилах работы. Давайте вспомним эти правила.

1. Активная работа на занятии каждого участника.

2. Уважение к говорящему.

3. Доверие друг к другу.

4. Недопустимость насмешек.

5. Право каждого на свое мнение.

- Выберите в своей группе спикера – учащегося, который будет представлять мнение группы. Спикеры поднимите руку.

5. Работа в группах «Что такое общение?»- А теперь задание группам, постарайтесь дать ответы на вопросы:

1. Что такое общение? Придумайте не менее 5-и слов ассоциаций, которые характеризуют на ваш взгляд общение.

2. Для чего нужно общение? Для выполнения работы я даю вам 5 минут.

(Дети работают в группах, записывают ответы на листах).

Демонстрация работ: - А теперь давайте послушаем каждую группу. Спикеры каждой группы объясните, что же такое «общение»? Какие слова могут охарактеризовать общение и для чего оно нужно? Примерные ответы учащихся. (Общение – это речь, разговор, беседа; это когда разные люди обсуждают что – то их всех интересующее; понимание, стремление к пониманию; дружба, одноклассники; внимание и внимательность не только к знакомым людям).

Общение - это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя. Общение нужно для того, чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки. Вы все правильно сказали: - Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком. Общение играет в жизни человека очень важную роль.

  • На какие вопросы мы уже с вами ответили?
  •  Что помогало вам общаться в группе? ( Общее дело, симпатия друг к другу, одинаковый возраст, вежливое обращение, уверенность в себе, хорошее настроение).

6. Обсуждение сказки «Про Енота» - Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь - мы общаемся дома в семье, в школе, во дворе, на улице. И даже тогда, когда остаемся наедине с собой, читаем книгу или смотрим фильм. Мы общаемся с героями произведений и с самим собой. Если мы проанализируем с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует, что общение иногда приносит нам трудности, страх, зажатость, скованность.

 - А как вы думаете, почему так происходит? (Из – за неумения общаться со сверстниками, неумения устанавливать контакт, находить общий язык). В качестве примера я хочу вам рассказать сказку «Про Енота».

Жил-был маленький полосатый Енот. Он боялся всего-всего на свете, и поэтому у него не было друзей. Ему было очень тяжело с кем-нибудь познакомиться. Каждое утро он ходил через ручей за деревянными палками. Это была его работа. Но с палками он не мог разговаривать, и поэтому ему было очень скучно.
Как то утром, переходя ручей, он заметил Белочку, которая мыла грибы и складывала их в корзину. Он испугался и тихо перешел ручей, чтобы она его не заметила. Енот шел по лесу и думал о том, что Белочка ему очень понравилась. Но как с ней познакомиться, он не знал.
Каждое утро по дороге в лес Енот видел Белочку, но подойти к ней и заговорить он не решался. Енот потерял аппетит и почти не мог спать, потому что всё время думал о Белочке. Он исхудал, ослабел, работал еле-еле.
Однажды, переходя ручей по мелкому месту, он остановился и стал издалека наблюдать за ней. В это время Белочка нечаянно уронила корзину с грибами в ручей, и она стала медленно уплывать по течению в сторону Енота. Белочка пыталась поймать ее палкой, но корзина была уже далеко от берега. Эти грибы Белочка собирала целый год, ей было очень горько и обидно, она села на берег и стала плакать. Енот стоял в оцепенении и ничего не мог поделать с собой. Это был его единственный случай, когда он мог бы помочь Белочке. Но очень боялся это сделать, сам не понимая почему. Корзина медленно приближалась к Еноту и уже стала проплывать мимо него, а он все никак не мог ничего сделать. Колени его дрожали, к горлу подступала тошнота, на лбу выступил пот, а самому ему стало очень, очень холодно. И когда корзина начала отплывать от Енота, он все же решился. Шагнув вперед и утонув по пояс в воде, он схватил корзину за ручку и вытащил на берег.
От холодной воды все его страхи исчезли. Енот смело подошел к Белочке, поставил корзину и сказал: "Вот ваша корзина, не расстраивайтесь". Белочка очень обрадовалась, благодарно посмотрела на Енота и сказала: "Большое спасибо. Ты настоящий друг". Маленький Енот весь засветился от счастья, ему еще никто не говорил таких добрых слов. "Но ты весь мокрый,- сказала Белочка,- пойдем ко мне, ты должен обсохнуть". Они пошли к Белочке, пили чай с вкусным вареньем и долго разговаривали.
С тех пор Енот и Белочка стали дружить и всегда друг другу помогали.
Беседа:

  • Из-за чего грустил Енот? Вы когда-нибудь грустили из-за того же?
  • Что мешало Еноту подружиться? Боязнь общения.
  • Как бы вы поступили на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина?
  • Что помогло Еноту подружиться с Белочкой? Умение преодолеть свой страх.

Обобщение: - Енот очень переживал от того, что ему было скучно, у него не было друзей. Он не знал, как познакомиться, не умел общаться. Но Енот сумел преодолеть свой страх, совершил храбрый поступок, и это помогло ему обрести новых друзей. Поэтому, чтобы у вас не было таких трудностей, общению нужно учиться, чтобы оно приносило пользу и радость.

7. Задание: «Какие качества нам помогают в общении, а какие мешают?»        - Ребята, скажите пожалуйста, одинаково ли вы общаетесь с родителями, учителями, друзьями? Значит, вы заметили, что с разными людьми вы ведете себя по-разному.От чего зависит ваше поведение при общении с разными людьми?

 - Я предлагаю вам следующее задание: «Какие качества мне помогают, а какие мешают в общении?».

Первая группа: - У вас на столе лежит солнышко. Задание: на лучах солнышка напишите, те качества, которые вам помогают в общении.

Вторая группа: - У вас на столе лежат тучи. Задание: напишите в них те черты характера, которые вам мешают при общении. Для того что бы вам было легче вспомнить качества вы можете использовать список слов. Допишите свои варианты ответа.

Презентация работ. - Пожалуйста, спикеры от каждой группы, какие качества помогают нам в общении, а какие мешают? Что бы вы еще добавили?

Обобщение: - Итак, помогают в общении такие качества как сочувствие, умение слушать, тактичность, взаимопонимание, спокойствие, доброта. Мешают – хвастливость, злоба, зависть, жадность, обидчивость, недоверие.

- На какой вопрос мы с вами ответили?

8. Задание: «Я хочу, чтобы со мной общались…» - Как вы хотите, чтобы с вами общались?

Индивидуальная работа: - Сейчас выполните такое задание. Используя цветные карандаши (красный, черный, зеленый), ответьте, но вопрос: «Я хочу, чтобы со мной общались..., если вы хотите чтобы с вами общались доброжелательно и вежливо, то нарисуйте круг красным цветом, если строго и требовательно, то зеленым цветом, если грубо, то черным цветом.

- Посмотрите и скажите, в общем, как вы хотите, чтобы с вами общались?

Обобщение: - Получается, что все хотят, чтобы с вами общались доброжелательно и вежливо.

9. Работа в группах. Задание: «Разработать правила, которые помогут вам общаться в коллективе».

- Исходя из того, что мы знаем какими чертами мы должны обладать для того чтобы успешно общаться и как мы хотим, чтобы с нами общались, давайте попробуем составить правила общения. Задание: разработать правила, которые помогут вам общаться в коллективе. (5 минут для выполнения этого задания ).

Демонстрация правил общения. – Какие же правила общения вы разработали для своего коллектива?

Обобщение: - Итак, давайте подытожим все сказанное. Обе группы предложили следующие правила:

1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и.т.д.)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Уважайте права других! Слушайте, не перебивая!

4. Не возвышайте самого себя над другими!

5. Будьте естественны, искренни, справедливы!

6. Считайтесь с чужим мнением!

7. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

8. Не бойтесь говорить правду!

9. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

10. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

Вот эти правила и будут правилами общения для вашего класса и надеюсь, что в дальнейшем, эти правила помогут вам общаться и будут выполняться вами.

- Ведь не зря сказал Антуант – Сент - Экзюпери, что единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. И каждый из вас должен стремиться к общению.

- Кроме того не забывайте, существуют простые правила общения.

1. Будьте вежливы, и у вас будет много друзей, все окружающие люди будут уважать вас.

2. Будьте внимательны, не забывайте приветствовать людей при встрече, благодарить и прощаться.

3. Называйте друзей по имени, и они будут к вам обращаться также.

4. К взрослым людям обращайтесь уважительно на «вы».

5. Умейте внимательно слушать других, и вы узнаете много нового.

6. Умейте поставить себя на место другого, и вы сможете понять его.

- Следуя этим правилам, вы будете получать от общения только положительные эмоции, вы сможете правильно себя вести в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.

- Старайтесь соблюдать всегда и везде важный принцип общения или золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

10. Рефлексия занятия: - Наше занятие подошло к концу. На все вопросы мы дали ответы? Что было интересного на занятии? Какие трудности испытывали?

Обобщение: - Сегодня на уроке мы узнали, что такое общение, какую роль играет общение в жизни, как сделать так, чтобы оно было успешным.

Упражнение «Пожелание другу». – Когда мы общаемся, мы дарим частичку своего сердца. Напишите на сердечках свои добрые пожелания друг другу. А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.

Литература:

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2004г.
  2. Слободяник Н.П. Уроки общения для младших подростков. (http://psy.1september.ru) 
  3. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4–6-х классов. Киев, 1994.
  4. Фурсенко А.Н. Развивающее занятие для учащихся 5 классов "Секреты общения" //nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/zanyatie-sekrety-obshcheniya