Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - ЭССЕ: «Моя профессия- учитель начальных классов»

ЭССЕ: «Моя профессия- учитель начальных классов»

Молявко Вера Павловна, учитель начального класса КГУ «Средняя школа №27» акимата города Усть-Каменогорска

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»

Л. Толстой

Снова школа. Мои вчерашние дети теперь уже студенты. В сентябре я пришла в свой очередной класс.

Придя, волновалась, и это нормально: найду ли общий язык с ребятами, смогу ли завоевать доверие, оправдаю ли я ожидания родителей, стану ли другом, советчиком?

Мои «новые» дети – девятиклассники. Трудный возраст, непростой микрорайон – пригород со своими особенностями. Класс сложный, а когда еще и меняются классные руководители, это, безусловно, сказывается на характерах детей, их поведении. Вопросов и проблем много, но нужно их решать. Нужно идти вперед, не сетуя на загруженность.

 

Кто же он сегодня, классный руководитель? Охранник и контроллер, психолог и социальный работник, прокурор и массовик-затейник. Но, по большому счету, духовный посредник, помощник, консультант в организации повседневной жизни, создатель благоприятного психологического климата в классе, координатор усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитательных сил, влияющих на становление и развитие личности школьника. Самое главное, это человек с огромным чувством ответственности перед обществом, а прежде всего – перед самими детьми. «Личность учителя – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений – все, как в фокусе, сходится в личности педагога. В нем преломляются общественные, политические, нравственные, эстетические идеи, истины, воззрения. Все это, только пройдя через его личный мир, отражается в воспитании, повторяется в нем на высшей основе», - говорил В.А.Сухомлинский[1].

Классному руководителю доверяется класс - учащихся одного возраста, которые осваивают одну программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного направления. Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования. Цель работы классного руководителя - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь. В этой работе одного стажа мало Каждое новое поколение хоть чем-то, но заметно отличается от предыдущего. Наверное, это тоже миссия учителя – стать в мире ребенка «своим».

Мой успех зависит от многого. Необходимо глубокое знание особенностей социального, психологического, возрастного, индивидуального развития детей, понимание их эмоциональных психических состояний, проблем в данной сфере. Содержание общения становится педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их интересы, стимулирует деятельность. Воспитательно-эффективный процесс общения с классом соответствует принципам нравственного воспитания, базируется на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия.

Очень важно, как я буду строить диалог с детьми. Огромное значение имеет форма – психологическое, эстетическое, этическое оформление диалога-общения. В подлинно воспитательное общение с детьми вступает тот педагог, который умеет создавать атмосферу доверительности, вызывать к себе симпатию, будить потребность обмениваться с собой сокровенной информацией. Эффективности воспитательного воздействия способствует создание обстановки социального и психологического равенства, товарищества, партнерства.

Классный руководитель должен быть авторитетом для учащихся своего класса, для родителей. Это одно из важнейших слагаемых успеха всей учебно-воспитательной работы в школе. Авторитет – это моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждение. Учитель для детей является воплощением знаний и опыта. Однако ему недостаточно только изложить школьникам моральные истины, которые он хочет укоренить в их сознании. Эффективность усвоения учащимися нравственных понятий зависит от того, из чьих уст они исходят. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Д.Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания»[2].

Важнейшее слагаемое высокого авторитета – эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.

А что для меня самое главное в отношениях с детьми?

Уважение.

Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувства собственного достоинства каждого ученика. А когда речь идет о старшеклассниках, это нужно помнить обязательно.

Главное проявление уважения – доверие. Я стараюсь видеть в детях равных себе людей со своими взглядами и интересами и всегда надеюсь, что и они воспринимают меня так же. Нельзя притворятся перед детьми, надо быть откровенным, честным, не вести двойную жизнь: личную и «воспитательную».

Доверие - это еще и интерес к личности учащегося. А интерес, как правило, начинается с терпимости: к самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду, его часто неординарному поведению. Педагог сегодня должен ясно понимать, что сегодня не только волосы, но и мысли подростков нельзя «подстричь под одну гребенку», и относиться к этому следует спокойно. Более того, своими действиями, мы должны стимулировать в учениках стремление к проявлению собственной индивидуальности.

Совсем недавно идеалом быль дисциплинированный ученик, который держит руки на парте, слушает молча, не спорит с учителем. Но сегодня в школах много инакомыслящих. Мы должны быть готовы к каверзным вопросам и самым необычным идеям. И дело не только в педагогической культуре. Такой подход – залог формирования новой личности – свободной, инициативной, творческой.Моя задача - не стремиться откорректировать или остановить определенные процессы, а побудить большую часть учащихся к созидательной деятельности. А чтобы этот процесс стал эффективным, необходимо научиться использовать весь потенциал энергии подрастающего поколения в социально значимой для их возраста деятельности.

Важно учесть возраст моих подопечных. На первый план выходит общение со сверстниками, тогда как учеба для некоторых становится второстепенной. Под влиянием внешних факторов, а также внутреннего формирования собственного «Я» происходит переоценка ценностей и самоопределение на будущее. Ребенок стремится продемонстрировать собственное взросление, но в то же самое время не готов возложить на себя ответственность.

Что мне предстоит сделать в первую очередь?

Самое главное для меня сейчас – сплотить детей. Хорошо известно, какую важную роль играет чувственное, эмоциональное восприятие коллектива его членами. Бесспорно, что воспитание эффективно тогда, когда оно незаметно для детей. Поэтому воспитательные воздействия педагога должны быть исключительно осторожными и иметь толковую современную методику, соответствующую целям и принципам воспитания. 

Проблемы формирования классного коллектива сложны. Вряд ли стоит ждать быстрых прорывов в решение проблем. Нужна кропотливая теоретическая и практическая деятельность классного руководителя с чётким пониманием того, что происходит в подростковой среде. 

Школьный класс является первичным коллективом в воспитательной системе школы, которая в свою очередь задает определенные цели класса, формирует образ жизни, ценностные ориентации, нормы жизни. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся.

В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю. Моя ближайшая цель - превратить класс в такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Эта стадия завершиться тогда, когда в нашем классе в полную силу заработает актив, мои воспитанники сплотиться на основе общей цели, общей деятельности.

Ребята, проучившись вместе несколько лет, плохо знают друг друга, часто возникают проблемы в общении. Естественно, что работа началась с исследования, которое помогло выявить лидеров и антилидеров, микрогруппы в классе. Был проведен ряд индивидуальных бесед с ребятами, которые также помогли понять ситуацию. Мы начали глубже знакомиться друг с другом: решили провести серию классных часов «Мир моих интересов и способностей», где у ребят есть возможность рассказать о себе, представить своеобразный «бенефис». Такие классные часы мы проводили с и моим предыдущим классом. Ребята с удовольствием рассказывали о своих увлечениях. Это хорошая возможность для каждого показать свою уникальность. При планировании работы учитываются интересы, способности и пожелания детей. На классных часах поднимаются темы, которые важны и интересны детям. Активно с ребятами ведется профориентационная работа.

При содействии школьного психолога проведены тренинги, направленные на сплочение класса. Уже сейчас вижу: конфликты возникают всё реже, ребята сами их преодолевают; атмосфера в классе становится более оптимистичной и доброжелательной.

Сложно добиться положительных результатов без партнерства с родителями. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Очень кстати, вспоминаются слова Л.С. Выготского: «Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль классного руководителя сводиться к управлению этим рычагом» [3].

Наиболее ценной и распространенной формой работы с родителями остаются все-таки родительские собрания. На собраниях, как правило, мы затрагиваем только общие вопросы, поведение и успеваемость каждого ученика обсуждается только индивидуально. Возможности учителей в плане взаимодействия с родителями в настоящее время весьма обширны – телефон, интернет. Родители привыкают к использованию системы «Кунделик» Залог успешного взаимодействия с родителями - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Не со всеми родителями легко. Практически у каждого классного руководителя сегодня есть проблемные семьи. И тогда приходиться прибегать к помощи социального педагога и школьного инспектора в решении возникающих вопросов. Учителю очень важно действовать в одной цепи с родителями и двигаться с ними в одном направлении. Воспитательные старания необходимо объединить общей целью.

Педагогам в нынешних условиях очень сложно. Наше общество пережило значительные трансформации. Школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании. Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».Но школа во все времена оставалась местом, где учат добру, формируют в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои человеческие устои, понимание добра и зла.

Мне очень хочется, чтобы и эти мои дети выросли добрыми хорошими людьми, научились ценить знания, дружбу. Я буду помогать им в этом, буду стремиться к тому, чтобы видеть в каждом своем воспитаннике уникальную личность.

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1981г.

2 Ушинский К.Д. Избранные труды.- М: Педагогика, 1994г.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс,1999г.