Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Общечеловеческие ценности на уроке

Общечеловеческие ценности на уроке

 Айтпаева Айжан Шабдановна, учитель начальных классов и самопознания КГУ «Средняя школа №36», г. Усть-Каменогорск

    Я, Айтпаева Айжан Шабдановна, в период с 19 февраля по 27 апреля проходила трёхмесячные курсы по самопознанию для педагогов школ области. Занятия проводила тренер по Программе нравственно-духовного образования «Самопознание» Гаврилова Людмила Николаевна.
    В целях изменения своего внутреннего мира, обогащения личного нравственно-духовного мировосприятия, трансформации и преображения себя, как, в первую очередь, человека, так и своего предназначения в школе, я с удовольствием посетила эти курсы.

     По завершению курсов «Общечеловеческие ценности на уроке» хотелось бы поделиться впечатлениями. Действительно в современном обществе высоко ценится образование, и многие люди стремятся получить его. Сегодня детям в школах даются в изобилии знания в различных областях науки, техники, культуры. Современное образование дает возможность стать человеку значительным в глазах общества, заработать средства к существованию. Но оно не может научить человека, избавиться от плохих поступков и вредных привычек, не дает знания о том, как построить гармоничные взаимоотношения между людьми и природой.

    Образование сегодня "информационно-ориентированное", оно сконцентрировано в области ума, а не сердца. Оно не помогает человеку познать самого себя, сформировать свой характер. А ведь именно сердце является источником истинного образования. Каждый человек в процессе обучения должен изменить свой характер, наполнить сердце любовью и состраданием ко всему, что его окружает.
    Ценность личности зависит от ее культуры. Но истинный смысл нравственно-духовного образования, заключается в отказе от плохих мыслей и поступков, в развитии благородных качеств характера. Поэтому одной из главных целей образования является воспитание характера ребенка. Именно характер позволяет человеческой личности достичь в жизни спокойствия и радости. Чтобы воспитать в человеке характер, необходимо научить его следовать в жизни общечеловеческим ценностям, таким как истина, праведное поведение, внутренний покой, любовь и ненасилие.
    Изучая более детально «Общечеловеческие ценности», я поняла, что мне необходимо изучить сначала себя, свое отношение к окружающим, близким мне людям, детям, коллегам, так как являюсь учителем самопознания, нахожусь в постоянном контакте с людьми.
   Я должна показывать свой личный пример, не просто говорить, как необходимо поступать, а быть действительно воплощением нравственности. Начиная изменения, необходимо начинать прежде всего с себя, с поступков, качеств характера, слов, поведения и мысли. Как призывает автор проекта нравственно – духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева: «Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети XX века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли.  Я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого. Или если хотите, назовите ее дорогой к Храму о человеке. Познать себя – должен каждый».
   Таким образом, действительно возрождение основ нравственности просто необходимо в современном мире, утратившем многие ценности личности, которые необходимо возрождать путем образования с ранних лет, развивая достойное поколение, будущее.
   Уроки вежливости, которые учитель проводит ежеминутно, даже с самыми нерадивыми учениками, имеют успех, так как эти дети видят отношение к ним и отвечают тем же. Уважительное отношение, доброжелательное, искреннее пробуждает в детях стремление ответить взаимностью в помощи, поддержке не только во взаимодействии с учителем, но с друзьями и близкими.
    В течение курсов по самопознанию, почувствовала изменения, трансформацию личностного сознания.
   Во-первых, прошла через внутреннее признание, осознание того, что действительно управление своими эмоциями прогресс личности, к которому необходимо методично стремиться.
   Во-вторых, уровень действий, практическое применение теоретических знаний, должны превратиться в убеждения. В целом можно сказать, что процесс трансформации продолжается, человек должен всю жизнь учиться и развиваться. Если он останавливается в своем развитии, стремлении, то происходит деградация личности.
  Таким образом, делаю вывод, что работа над собой началась успешно. Подтверждением того является, процесс саморегуляции во время практики ценностей, желание все бросить, высокий уровень нагрузки, но осознание того, что должен делать, и того что является правильным выбором, является одним из мотиваторов продолжения начатого дела:
    - осознание того что это действительно нужно мне в своей жизни;
   - контроль эмоций, подходить ко всему с положительной точки зрения, находить плюсы в начатых делах, понимать что, ты учишься в конкретной ситуации, преодолевать себя, контролировать ситуацию;
   - внутренняя культура, целью которой является, как благополучие всех окружающих, так и собственное благополучие.
   Духовно-нравственные постулаты - чувство долга, инициативность, ответственность, смелость, благодарность, уважение ко всем, играют важную роль в становлении человека. От себя хотела бы добавить, что я рада, что прошла курсы «Общечеловеческие ценности на уроке».