Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - В эпицентре инноваций

В эпицентре инноваций

Мамиева Мара Имашевна, старший преподаватель кафедры «Управление и качество образования» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО
Оспанова Гульшат Кудайбергеновна, зам. директора по УМР, учитель русского языка и литературыКГУ «Жезкентская СШ», Бородулихинский район

   Пройдя педагогический путь длиною в тридцать с лишним лет, каждый учитель, нам кажется, имеет моральное право оглянуться назад, подытожить промахи и удачи, поделиться с коллегами, дать напутствие вступающим на это великое поприще, именуемое Школой. Ещё В.А. Сухомлинский мудро заметил: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». Сегодня эту способность к самоанализу, к самооценке принято модно величать рефлексией. Современному учителю без неё никуда, потому что учитель понимает важность этой составляющей педагогического мастерства.

   Как не утонуть в море инноваций? Как не разбиться о рифы экономического кризиса, который застал врасплох многие сферы общественой жизни? Не исключение и система образования. Поиск ответов на эти вопросы постоянно приводил творческих учителей к обучению на курсах повышения квалификации учителей. Которые в последние годы представлены как уровневые курсы, тренерские курсы, курсы по критериальному оцениванию и т.д. Педагоги, пройдя курсы, приходят к выводу, что конструктивистская теория, положенная в основу программ уровневых курсов, является благодатной почвой для развития функциональной грамотности. Дальнейшее исследование в действии учителя посвящают реализации этой проблемы, так как сегодня каждый учитель, руководствуясь задачами «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2020годы», должен стремиться вывести Казахстан на передовые позиции в международном исследовании PISA.

   Пожалуй, в современном водовороте образовательных реформ уместен вопрос: «С какой целью внедряются всевозможные изменения в нашу систему образования?». Ответ прост и ясен: «Учителя должны располагать достаточным объёмом времени, проявлять компетентность не только в развитии знаний и навыков у наших школьников, но и в личностном становлении». (Руководство для учителя, с.146-147). Реалии сегодняшней нашей педагогической деятельности требуют от современного педагога постоянного самосовершенствования, профессиональной чуткости, умения держать руку на пульсе модернизации. И здесь неоценимую роль играет вопрос организации курсов повышения квалификации учителей, которые хотят быть востребованными специалистами, соответствующими запросам современной школы. Недавние курсы обновлённого содержания образования для учителей русского языка и литературы под руководством тренера, старшего преподавателя филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПРО по ВКО Мамиевой Мары Имашевны стали для учителей Бородулихинского, Жарминского, Кокпектинского районов и г.Семей логическим продолжением обучения в течение всей жизни, решением одной из главных задач, поставленных перед нами «Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы». Содержание курсов, пропитанное идеями модернизации «Рухани жаңғыру» и «Мәңгілік ел», убеждало в необходимости постоянного самообразования и роста педагогического мастерства. Сама форма организации курсов лишний раз подтвердила острую необходимость внедрения активных методов обучения на платформе коллаборативной среды, расширила горизонты критериального оценивания, дала осмысление метода обратного дизайна, в корне отличающегося от традиционных подходов при планировании и позволяющего прогнозировать ожидаемые результаты, исходя из целей обучения. Концепция деятельностного подхода, положенная в основу курсов, позволила каждому обучающемуся педагогу в рамках микропреподавания пройти все стадии усвоения учебного материала: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку. А это, по мнению слушателей курсов, послужит надёжным фундаментом для практического внедрения идей программы обновлённого содержания образования.
   В течение 4 недель филологи знакомились с особенностями обновления содержания обучения русскому языку и литературе. Когда в конце первого учебного дня педагоги получили домашнее задание, они были удивлены необычным подходом тренера, проводящего курсы, которая требовала постижение особенностей обновления учебной программы через практическую работу. Программа обновления содержания образования по русскому направлена на развитие навыков речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) и формирование компетенций, которые заложены в основе функциональной грамотности. Обновление содержания современного образования направлено на формирование и развитие коммуникативных навыков, которые необходимы для работы в команде, сотрудничества, взаимопонимания. Педагог должен научить каждого учащегося владеть речью, работать с любой информацией, а главное, уметь работать индивидуально, в паре или группе, чтобы достичь значимых результатов. Обновленная программа обучает школьников рассуждать, выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения, вести дневниковые записи и блог, проводить интервью, предугадывать будущие события, выполнять проекты, снимать фильмы. Тренер убеждала нас, что на уроках необходим акцент на общении и практическом использовании языка, выполнении заданий, развивающих функциональную грамотность обучающихся, навыки слушания, говорения, чтения, письма в условиях взаимодействия с социумом. Ежедневно на занятиях курсов повышения квалификации шла работа по убеждению учителей, что ответственность за воплощение идей обновленного содержания образования лежит на учителе, ведь обновление предполагает активное обучение, основанное на компетентностном подходе, когда акцент делается на умении применять полученные знания в жизненных ситуациях.
    Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным, им необходимо видеть немедленную пользу от новых знаний или навыков, которые они приобрели. Будучи взрослыми, учителя желают потратить время на учёбу, но они хотят видеть результаты немедленно. Как, будучи преподавателем для взрослых, тренер программы обновления содержания образования, может быть уверен, что то, чему он учит, полезно взрослому ученику? Люди учатся на своем опыте и собственных переживаниях, что напрямую связано с мотивацией. Наблюдения в ходе курсовой работы показывают, что все слушатели курсов высоко мотивированны. Если для тех педагогов, которые про обновление содержания образования знают только понаслышке, понятия «цели обучения», «конструктивистский подход» и др. звучат как что-то абстрактное, то люди, которые работают по обновленной программе, пытаются всё сразу уточнить, конкретизировать и спроецировать новые знания на конкретную учебную тему.
   В условиях обновления содержания образования на предметах языковых дисциплин роль учителя заключается в организации деятельности учащихся, чтобы они сами разрешали ключевые проблемы урока, а не получали знания в готовом виде. Учитель на уроке не выполняет роль транслятора знаний, а будет «консультантом», который осуществляет скрытое управления процессом обучения. В ходе этого управления он помогает учащимся, направляет их работу, то есть учит тому, как учиться.
     Педагог, приняв мысль, что реализация обновленного содержания образования должна быть направлена на развитие речи учащихся, на обучение их навыкам критического мышления, приходит к принятию идеи необходимости организации на каждом уроке активной познавательной деятельности школьников. Этой же позиции придерживается администрация школы № 10 г.Семей, в которой проходили курсы. Темиржанова Лайля Сауковна, сама будучи слушателем данных курсов, сделала все, от нее зависящее, для улучшения условий обучения педагогов. Заместитель директора Хусаинова Лариса Зинатуллаевна заботится о том, чтобы учителям было комфортно не только в процессе занятий, но и вне учебного времени.
   Обновление содержание уверенно войдет в школу только тогда, когда в едином направлении будут работать все заинтересованные стороны, хотя, безусловно, что общую цепочку обновления должен замыкать школьный учитель. Педагоги знают, что то, чему они сейчас обучаются на курсах, обязательно нужно будет обучить своих учеников. Поэтому девизом данных курсов может стать мысль «Обучаясь- обучай!» Работая в новых реалиях, учителя утверждаются в важности перемен, происходящих в казахстанском образовании, осознают значимость каждого в этой цепи, видят и оценивают последовательность и серьезность шагов по преобразованиям системы в целом. В реализации данной программы пока еще много трудностей, препятствий, даже открытого противодействия, но опыт подсказывает: для нашего образования есть только один путь – двигаться вперед.