Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Обновление содержания образования - залог успеха учителя новой формации

Обновление содержания образования - залог успеха учителя новой формации

КАРАСЁВА Н.Г., учитель русского языка и литературы, директор КГУ «Октябрьская средняя школа», Зыряновский район

Молчи, прошу, не смей меня будить!
О,  в этот век преступный и постыдный
Не жить, чувствовать  удел завидный.
Отрадно спать, отрадно камнем быть…
Давид Микеланджело

         Вы можете спросить, какое отношение к теме моего эссе имеют слова Давида Микеланджело, жившего в средние века. На мой взгляд, самое непосредственное.
         Обновлёнка…
         Критериалка…
         Как только не называют новый формат образования. Изначально в понимание этих слов вкладывали несколько пренебрежительный (новое всегда пугает, но никто в этом не признаётся), скорее скептический смысл. К сожалению, и я входила в число этих педагогов – сторонников традиционного образования. И даже курсы для руководителей общеобразовательных школ по критериального оценивания, которые я прошла в октябре 2016 года, не особо поколебали моё убеждение, что не следует реформировать устоявшуюся систему образования. Она итак многострадальная.

         Конечно же, я в своей учительской практике применяю стратегии развития критического мышления, элементы проблемного и диалогового обучения, личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении школьников. Да и результат, вроде бы, неплохой. Мои пятиклассники  и пересказывают, и пишут все виды письменных работ по развитию речи, и формулируют правила и орфограммы на основе наблюдений и сравнительных характеристик. Даже пишут стихи, сказки и рассказы! Впрочем, я могу ещё проложить список плюсов моих учеников.  НО… Это «но» и стало камнем преткновения, который лежит, как в стихах  древнего мыслителя и творца, и не чувствует влаги, подмывающей его волны обновления.

         Это «но» и есть гвоздь всех моих сомнений. Почему? Да потому, что не все мои ученики выполняют на (+) вышеперечисленные цели обучения.  Да и оценки им я зачастую ставлю с позиции «три пишем – два в уме держим». Но там, где посеяны сомнения, могут прорасти и зёрна здравого смысла. Теперь я поняла, что формативное оценивание – шанс мотивировать детей, повысить их собственную самооценку в своих учебных достижениях, и тем самым – улучшить суммативный балл.
         Несомненно, мне улыбнулось (уже второй раз) счастье погрузиться в это самое обновление содержание образования. Поначалу было очень трудно. А как иначе? Всегда трудно ломать стереотипы. Понимание формативного и суммативного оценивания пришло не сразу. Но все нюансы СКО отшлифовывались каждодневно на курсовых занятиях. Бесспорно, без мастерства тренера Омарбековой М.К., её деликатного и творческого похода к нам, слушателям,  было бы очень сложно. Однако грамотный подход к нашему обучению, подбор и чередование различных стратегий, порой, на первый взгляд, незамысловатых, но на самом деле, направленных  на глубокое погружение в изучаемую тему, её осмысление и понимание,  позволили систематизировать мои немногие собственные познания и расширить их, упрочить до понимания и применения в практике с опорой на таксономию Блума. Теперь мои сомнения развеялись. Побывав в роли ученика и учителя, за какие-то несколько недель, я поняла, что у меня появилось видение, как не упустить на уроке  из поля зрения  ни одного ученика, ни слабого, ни одарённого, не обойти оценочным вниманием их пусть даже самые незначительные достижения. Знаю как формулировать цели урока по-новому, как правильно расставлять акценты урока, отбирая критерии и определяя  дескрипторы, как грамотно и эффективно применить изученные на курсах стратегии.
         Наиболее ценными для меня оказались дни по подготовке и проведению микропреподавания уроков. Это тот самый практический опыт, когда ты сам можешь потрогать, прощупать, вникнуть, заставить весь вой мозг подчиниться идее создания урока в новом формате. Микропреподавание расставило всё на свои места. Не скрою, трудно. Но выполнимо. Нужно потренироваться, покорпеть. Уверена, получится! Приобретённые знания, закреплённые в навыки на курсах, обязательно помогут мне в практике превратить любой вид деятельности на уроке в увлекательный познавательно-деятельностный процесс.
         И это самое главное, ведь новый формат образования этого требует - это залог успеха учителя новой формации. И я как патриот своей страны хочу видеть поколение наших учеников не только сумевшими актуализироваться и социализироваться после школы, но стать конкурентными и способными разобраться в процессах, которые уготованы самой жизнью.