Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Полиязычие как один из приоритетов современного образования: интеграция трех языков в средней школе

Полиязычие как один из приоритетов современного образования: интеграция трех языков в средней школе

Германова Ю.В., учитель русского языка и литературы КГУ «школы-гимназии № 10» акимата г. Усть-Каменогорска

     Великая цель образования – это не знания, а действия!
     Сегодня, в век технологизации и глобализации, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий воспитания молодежи, способной к диалогу с другими культурами. История социума показывает, что процветание общества зависит не только от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова. И действительно, подготовка разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) – главная проблема образования сегодня. Реалии современного этапа развития общества, языковая ситуация в Казахстане – многонациональном, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры, в настоящее время диктуют необходимость разработки основных методических принципов и подходов к формированию коммуникабельной языковой личности. 

 

          По мнению Президента Н. Назарбаева "...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности".

    Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений среднего образования. Именно полиязычие способно предоставить учащимся благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей. Следует заметить, что в современных условиях образ жизни человека определенным образом унифицируется, стираются многие национальные различия, теряется связь человека со своими корнями, обесценивается нравственный опыт предыдущих поколений.  Поэтому перед преподавателем стоит важнейшая задача – использовать весь свой уникальный опыт и знания культурных традиций народов и этносов, общечеловеческих ценностей и мировой культуры в создании благоприятной образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию социально-активной личности.

     Для решения этой задачи необходимо:
     1. Способствовать формированию общегражданских ценностей личности, активной гражданской позиции, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций.
     2. Воспитывать чувства уважения и патриотизма, гордости за свою Родину, учебное заведение.
     3. Воспитывать чувство толерантности, позитивной установки личности.
     4. Развивать положительное отношение к культурным ценностям казахстанского общества на основе изучения мировой художественной литературы.
     5. Формировать представление о здоровом образе жизни, привлекать к участию в культурно-спортивных мероприятиях.
     Несомненно, полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки учащихся в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки. принципы обучения в системе полиязычия: казахский язык – русский язык – английский язык.
Лидер нации поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах. 
     Среднее образование в первую очередь реагирует на социальный заказ общества. Таким образом проблема интеграции содержания образования продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми школе. Построение модели учебного процесса на интегративной основе может происходить по-разному. Одной из таких моделей является интеграция содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. Как, например, интегрированное изучение трех языков.  Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и духовной культуры. В широком понимании слова интеграция — значит приведение разрозненного к целому, что вытекает из этимологии слова, так как в переводе с латыни «Integratio» значит «восстановление», «взаимопроникновение». То есть суть интегрированного подхода в обучении заключается в выявлении связей между, казалось бы, разрозненными предметами, и приведение их к общему, а значит эталонному виду. И через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.
     Тем самым главные ориентиры полиязычия при интегрированном подходе в обучении можно обозначить так: развивая казахский язык, поддерживая русский и внедряя английский. В Послании Президента отмечено, что «Казахский язык – Государственный язык Республики Казахстан. Знать казахский язык – долг каждого гражданина Республики Казахстан. Важнейший фактор консолидации и народа Казахстана, духовный стержень, основа для формирования казахстанской нации, язык независимости.
     Русский язык – язык межнационального общения, один из рабочих языков ООН, официальный язык наряду с казахским языком. Владение русским языком открывает учащимся доступ к информационным пластам, содействует евразийской интеграции и межкультурному пониманию.
     Английский язык – рабочий язык ООН, ОБСЕ, ВТО, Евросоюза, Еврокомиссии и др. Язык передовой науки, инноваций и технологий».
     Для этого современная педагогическая наука и практика ищет пути интеграции учебных дисциплин: возникают новые типы интегрированных уроков, создаются программы интегрированного обучения в сфере различных образовательных областей. Язык же как явление обслуживает все сферы деятельности человека, именно поэтому изучение иностранного языка по своей сущности уже интегрировано с жизнью, а значит легко связываются с любыми школьными предметами. Обучение языкам является более эффективным, если оно ориентировано на ученика.
     Трехъязычное обучение поддерживается через внеклассные мероприятия: конкурсы сочинений и эссе, защиту научно-исследовательских проектов как внутри страны, так и за рубежом, работа пресс-центров, работа школьных театров, экскурсии, дебатные клубы. Начиная работу по реализации внедрения полиязычия на уроках русского языка, необходимо на каждом уроке стремиться к тому, чтобы дети говорили на трех языках. В своей педагогической практике, работая над лексической и грамматической темой, начала опираться на знание казахского и английского языков. Русский язык настолько универсален, что может интегрировать с любым школьным предметом. На каждом уроке русского языка можно найти связь с какой-либо учебной дисциплиной.
     Исследования показывают, что дети, которые вовлечены в программу трехъязычного обучения лучше учатся, лучше усваивают материал, более организованные и дисциплинированны, уверены в себе.  Учащиеся, изучающие несколько языков, демонстрируют более высокие результаты по международным тестам, международной программе по оценке образовательных достижений учащихся.
      «Триединство языков – это прекрасная возможность познать мир и в тоже время сплотить общество» - Н.А.Назарбаев, стратегия «Казахстан - 2050».