Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Век живи, век учись…

Век живи, век учись…

Маканова Жанара Джумабаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа имени Н.Лут» Уланский район, с. Митрофановка

Часто в жизни мы слышим такую пословицу: «Век живи – век учись». Пожалуй, любимая фраза всех учителей. Но в оригинале она звучит так: «век живи — век учись тому, как следует жить». Её придумал римский философ Луций Анней Сенека, который родился ещё в 4 году до н. э.

Сегодня школы по всему Казахстану продолжают динамично менять свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в Казахстанском образовании. Такие перемены доказали слова римского философа о том, что не смотря на возраст, люди продолжают чему - то учиться. И эти слова являются актуальными на сегодняшний день.

 

Перед учителями после внедрения обновленного содержания, встали такие проблемы, как: «Как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью? Как научить самостоятельно добывать знания? Как повысить качество знаний?». Важными задачами обновленной программы – «научить - учиться», учащиеся должны уметь использовать свои полученные знания в жизни, найти применение своим навыкам, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности. Развитие казахстанских учащихся проходит путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

Я работаю учителем начальных классов в средней школе имени Николая Евсеевича Лут. Считаю, что именно мы учителя начальных классов, должны начать формирование у учеников навыков самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное образование строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину.

Впервые, на должности учителя начальных классов я стала работать с 2016-2017 учебного года. Именно в то время, когда первые классы всех школ перешли на обновленное содержание. Меня и моих учеников можно назвать «первооткрывателями», так как мы первые начали обучаться по обновлённому содержанию в нашей школе. Весной 2016 года я прошла курсы по предметам начальных классов в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Обучаясь на этих курсах, я приобрела огромный опыт, который позволил мне в дальнейшем использовать методы и приёмы в своей работе, которые помогают детям «добывать» знания самостоятельно. До этого, я не работала учителем начальных классов, поэтому взяв, 1 класс и готовясь к каждому уроку, я прежде всего училась сама. Изо дня в день на каждом уроке я, как и дети, узнавала, что-то новое, чему-то училась. Обновленное содержание меня не пугало, так как у меня не было опыта и по традиционному образованию. Переучиваться мне не пришлось, и особых трудностей я не испытывала. Но, по словам моих коллег, которые проработали многие годы в системе образования, я поняла, что они испытывают затруднения. Им пришлось перестраиваться, и самим многому учиться. Педагоги с большим опытом работы признаются честно, было сложно. Потому что обновленное содержание заставило их на всё смотреть по-другому. «Мы поняли, что всё что мы «делали» раньше, сильно отличается. На курсах никто ничего тебе готового не давал, а учил познавать новое своими путями, строить свои мысли так, чтобы раскрыть тему. И детей мы должны были учить работать самостоятельно»,- говорила моя коллега, учитель начальных классов Шелудько Т. А.

С внедрением обновленного содержания в системе образования существенно изменился подход к получению учащимися знаний: важно не количество репродуктивной информации, освоенной ребёнком, а развитие критического мышления – умения сопоставлять и анализировать факты. Обновление содержания образования в Республике Казахстан предусматривает внедрение системы критериального оценивания. Критериальность помогает школьнику развивать свои умения и навыки, адекватно рассматривать личные успехи и просчёты. Такое оценивание может проводиться как по определённому виду заданий, которые выполняют ученики, так и по теме, которую они изучают на уроке. При этом формальное выражение оценки может быть различным: смайлик, наклейка, надпись, комментарии, сделанныеучителем.

Сейчас я, выпуская 4 класс, могу с уверенностью сказать, что учащиеся умеют объективно оценить свою работу и работу своих сверстников, умеют обращаться с техникой и средствами коммуникации, обладают востребованными качествами: креативность, мобильность, развитый интеллект, функциональная грамотность, коммуникативность. Выпускники начальной школы сами находят пути решения возникшей перед ними проблемами.

Проводя уроки по обновленному содержанию с применением семи модулей, я вижу результаты наших совместных работ. Учащиеся активны, даже слабые ученики всегда услышаны, стремятся выполнить работу как можно лучше, в результате групповой работы повысилось суждение многих учащихся. Я буду и дальше совершенствовать свою практику, чётко ставить цели, проводить рефлексивный анализ и оценку результатов. В дальнейшем планирую систематически и целенаправленно отслеживать степень понимания материала по возможности каждого ребенка. Ведь говорят: «учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!»