Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Формирование исследовательских навыков учащихся в условиях обновления содержания образования

Формирование исследовательских навыков учащихся в условиях обновления содержания образования

Стукаленко Нина Михайловна, доктор пед.наук, профессор, директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», г.Кокшетау

Иманова Алия Негметовнамагистр пед.наук, заместитель директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», г.Кокшетау

Модернизация системы среднего образования в Казахстане направлена, прежде всего, на удовлетворение в полной мере образовательных потребностей обучаемого. Активное включение ученика в процесс обучения, расширение границ познания позволит сформировать у него мышление высокого уровня. Сегодня уже недостаточно передавать ученикам готовую информацию, гораздо важнее развивать метапознание, являющееся основой саморегуляции, самостоятельного обучения; важнее научить учиться.  

 

Каждый учебный предмет, преподаваемый в школе имеет научный потенциал, к примеру, физика – наука о природе. Ее главная цель – познание физических свойств предметов и тел, явлений и процессов, исследование закономерностей природных явлений, формирование целостной научной картины мира. Учебные программы обновленного содержания по физике направлены на формирование у школьников не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра, в том числе научного мышления. Анализ целей обучения образовательной программы по предмету демонстрирует, что от учащихся требуются критический взгляд на события и явления, умение выражать свое мнение, способность аргументировать. Особенностью образовательной программы предмета «Физика» обновленного содержания является усиление практико-ориентированности образования, направленность на развитие функциональной грамотности обучающихся. Формирование исследовательских навыков у учащихся выступает одним из важнейших критериев успешности в будущем, поскольку исследование проблемы, тестирование идей, предложение путей улучшения – это универсальные операции для решения любого рода проблем [1].

В формировании научного мышления учащихся огромную роль играют лабораторные и экспериментально-практические работы. Лабораторные работы, предлагаемые в перечне обязательных к выполнению, подобраны и размещены в программе таким образом, чтобы позволить учащимся опытным путем подойти к формулировке закона, выводу формулы, либо объяснению некоторых физических процессов. В программе увеличено количество практических, проектно-исследовательских работ и экспериментальных заданий. К примеру, в обновленную образовательную программу по физике 7 -9 классов включено 70 экспериментально-практических работ, в то время как в действующей программе их 30.

На уроках физики учащиеся учатся не просто проводить эксперименты, но и осуществлять сбор, запись и анализ данных; построение графиков зависимости и нахождение градиента; нахождение погрешностей, в том числе с помощью метода Корнфильда; определение факторов, влияющих на проведение эксперимента и предложение путей его улучшения. Благодаря этому, каждый учащийся получит возможность самостоятельно пройти по исследовательскому пути и прийти к выводу того или иного физического закона. Следовательно, чтобы учение содействовало развитию мышления учеников, нужно вооружать их не только системой знаний, но и системой приемов умственной деятельности, то есть формировать в них умственные операции, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выявления общего, отдельного и особенного, абстрагирование, обобщение, умение делать умозаключения [2].

Благодаря спиральной структуре построения программы изучение большинства тем предусмотрено два или более раз, с постепенным усложнением материала и совершенствованием приобретенных навыков. Систематизировано содержание предметов путем усиления межпредметной интеграции и перераспределения учебных материалов по уровням образования. Обновленная образовательная программа по физике предусматривает интеграцию с химией, биологией, математикой и, как следствие, у учащихся формируется глубокое понимание явлений природы, физических процессов и взаимодействия систем. Таком образом у учащихся формируется понимание роли физики в объяснении процессов, происходящих в окружающей действительности [3].

Проблемное обучение с межпредметной интеграцией является одним из ключевых подходов формирования научного мышления. Любое исследование начинается с постановки проблемы и формулирования гипотезы, а заканчивается решением проблемы. Учащиеся при этом учатся четко формулировать цели исследования, задаваясь вопросами: Каким образом? Как….? В чем причина? Каковы будут последствия..? Умение постановки вопросов, в свою очередь, позволит грамотно разрабатывать гипотезы исследования (научного предвидения). Важно научить учеников подбирать методики исследования для поиска решений и ответов на поставленные вопросы и определять основные этапы экспериментов с соблюдением техники безопасности.

В процессе проведения экспериментальных исследований учащиеся учатся выполнять как простые измерения, так и сложные манипуляции в соответствии с инструкциями и при поддержке учителя и одноклассников. Очень важный момент обучения физике - это анализ полученных в процессе эксперимента результатов, в том числе: описание наблюдаемых объектов, графическое отображение результатов, формулировка выводов. В процессе решения  экспериментальных задач у учащихся формируются навыки широкого спектра, которые, несомненно, смогут стать фундаментом в их успешной профессиональной деятельности в будущем. К ним относятся: наблюдение, обсуждение, классификация, измерения, соотнесение объектов с пространством и временем, прогнозирование, предположение, управление величинами, оперативное определение, экспериментирование.

Учащиеся сталкиваются с анализом теоретического текста, графиков, таблиц и формул. При этом они учатся формулировать, представлять и проверять законы и формулы, прогнозы, отчеты, а также определять пути решения физических задач, описывать физические величины и явления, давать собственные определения. Обсуждение информации лично или в группе дает ученикам возможность получения знаний, удовлетворяющих их познавательную потребность, развивать навыки, процесс познания, и предметную компетентность. Через навыки критического мышления ученик посредством преобразования, приведения к новому виду различных учебных материалов, поглощает информацию, развивает свое понимание.

С целью развития научного мышления на уроке целесообразно применение разнообразных методик, позволяющих  учащихся индивидуально или при работе в группе генерировать идеи, систематизировать и направлять поиск решений. К ним можно отнести: «Метод проб и ошибок», «Мозговой штурм», «Обратная мозговая атака», «Метод контрольных вопросов», «Синектика», «ТРИЗ - теория решения изобретательских задач» и другие.

Таим образом, концепция обучения физики, основанная на исследовании предполагает вовлечение учащихся в деятельность, которая будет фокусировать внимание учащихся и стимулировать их мыслительную деятельность посредством:

-       подбора дифференцированных заданий с учетом образовательных потребностей учащихся;

-       организации совместной работы, при которой учащиеся будут оказывать поддержку другу;

-       создания проблемных ситуаций, решая которые учащихся будут учиться предлагать идеи и защищать их;

-       организации мини-проектов, экспериментов.

Ссылки на источники:

  1. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017.–370  с.
  2. Типовая учебная программа по учебному предмету «Физика» для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина,  2017.
  3. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Физика». – Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. –20 с.