Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Квест как инновационный фактор повышения эффективности образовательного процесса

Квест как инновационный фактор повышения эффективности образовательного процесса

Костюк Л.Г., методист сектора музейной педагогики Восточно-Казахстанского музея искусств

       В связи с новыми образовательными стандартами меняется отношение ребят к мероприятиям в школе и учреждениях дополнительного образования. В настоящее время использование инновационных технологий имеет большое значение, как для ребят, так и для педагогов. Современный ребенок – это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов», но при этом, часто использует не по делу. Задача педагога – применить их в учебно-образовательной и творческой деятельности.

       С недавнего времени все чаще вводятся в практику квесты, и за последние несколько лет этот тип работы принял особое значение. Обратимся к определению: это слово имеет английское происхождение. Quest – «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета». В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначался как один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Обычно, во время этого путешествия героям необходимо преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Для достижения цели игрокам необходимо выполнить и различные задания в виде головоломок, требующих от игроков умственных усилий, логики, правильного приятия решений, ответных действий. Твердых правил в квесте нет. Но основные, все-таки, можно выделить: совместные действия, нестандартное и творческое мышление, азарт и положительный настрой. Квест – возможность весело провести время, стать следопытом, королем логики. По классификации квесты делятся на сюжетные и не сюжетные, одиночные и групповые. По типам квесты подразделяются на ролевые (живые квесты), в котором участники могут выполнять определенную роль, решать задачи и достигать целей; городские квесты, в которых для решения задач расширяется пространство; квесты-перфомансы, в которых участвуют актеры, задающие атмосферу в игре; веб-квесты (работа с компьютером).

      Идея и общая логика квеста заключается в преодолении участниками квестового маршрута и одновременном получении новых знаний. Путь маршрута изначально неизвестен, и участникам необходимо постепенно открывать его. Для этого надо отгадать загадки и находить необходимые объекты. Найденный объект содержит новую загадку для решения. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения не позволяют участникам двигаться дальше до появления правильного ответа. Все задания квеста являются тематическими. Самые простые по уровню подготовки задания для квестов – это вопросы в записках. Их зашифровывают на листиках, которые участникам необходимо найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их разновидностей. Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы, правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше. Широко используются ребусы и шарады. В них можно сочетать картинки, цифры, буквы, знаки препинания, которые при правильной трактовке дают подсказки о дальнейшем маршруте передвижения. Имеют место и загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а откуда берется холод?». Можно разместить по всему пути следования указатели. При этом это могут быть не обычные стрелки, а цветы или следы животного. Также используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы пишется ее порядковый номер в алфавите. Ключ к разгадке необходимо отгадать или выиграть на одном из предыдущих этапов. В качестве задания для квеста можно использовать предмет, находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга, коробка, тумбочка. Еще один интересный вариант – использование подсказок, записанных в форме зеркального отражения. Их расшифровка – занятие не из легких, зато оно очень увлекательное и интересное. Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.

      Проведение квестового занятия в музее – педагогическая инновация последних лет. На сегодняшний день это распространённая практика: каждый музей создаёт свои программы познавательного и игрового характера. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность обучающихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. В экскурсионную деятельность, к примеру, вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы музейной педагогики. Она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели, задачи конкретного занятия и всего экскурсионного процесса. В то же время, игра стимулирует рост познавательной активности. Это позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра изменяет отношение участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью, повышает самооценку.
      Музейный квест – это замечательный способ совместить интересный отдых с познавательным процессом, способ приобщить ребят к миру музея. Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске, подростки находят источники информации, осмысливают и перерабатывают её, накапливая знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях.
      Предлагаем вашему вниманию сценарный ход квеста «В поисках весеннего настроения» для учащихся младших классов, прошедшего в рамках акции «Ночь в музее» в мае этого года.
      1. Ведущие Весенний Лучик и Весенний Дождик приветствуют гостей. Объявление темы. Как создать весеннее настроение? – варианты ответов детей. Игры-настрои. Для настроения нужна сама Весна. Как будет выглядеть, в чем одета, какие волосы, что на голове, что в руках, с кем придет? и т.д. Встреча главной героини вечера – Весны.
      2. Участие Весны в поисках хорошего настроения: вопросы о весенних месяцах, цветочные загадки, кроссворды о птицах и животных. Интеллектуальный марафон «Весенний вернисаж»: на экране произведение художника и его портрет. Ребята по очереди называют произведение, фамилию художника, озвучивают видимые признаки весны, используемые средства выразительности и материалы. Какое настроение показывает художник, какое настроение создает у зрителя картина?
      Рассматриваются работы: А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март», Н.Аштема «Меновное», И.Левитан «Весна. Большая вода», П.Кончаловский «Сирень», Н.Аштема «Майский день».

      3. Весна предлагает представить себя в весеннем лесу. Что можно увидеть, услышать, какие запахи почувствовать? Прошел весенний дождь. Как можно выйти из леса? – предложения детей. Весна предлагает выйти по кочкам. Проводится подвижная игра «Выйди из леса, не замочив ноги» (в качестве кочек используются вырезанные из картона круги).
      4. Весне кто-то звонит по телефону, она уходит и не возвращается. Меняется настроение. Дети решают идти на поиски. Предлагается маршрут, но последовательность перепутана. Правильно выстраивают. Идут, следуя маршруту по залам музея, обращается внимание на экспозиции на тему весны, разнообразие образов и настроений.
5. В одном из залов встречает Туча. Она спрятала Весну. Чтобы найти, нужно выполнить задания: придумать стихотворение о весне по опорным словам: «преобразилась-отразилась», «зацвело-светло». Следующее задание: чтение стихов о весне, о весеннем настроении. Туча заявляет, что прятала Весну в тайной комнате. Чтобы открыть ее, нужно подобрать особый ключ: в конверте отдельные буквы. Из них составляется фраза. Должна получиться фраза «весеннее настроение». Подходят к двери – обнаруживают идентичную надпись.
      6. Ребята попадают в тайную комнату – третий выставочный зал. Их встречает Весна. Вместе рассматривают работы молодой художницы из г.Усть-Каменогорска Нартовой Яны. В экспозиции представлены произведения, в которых ярко выражены разнообразные эмоции, чувства, настроения при помощи различных материалов и средств выразительности.
      7. Главная героиня Весна предлагает выполнить ребятам задание – создать свой образ Весны и выразить в рисунках свое весеннее настроение. Дети работают под инструментальную и классическую мелодии на тему весны. Рисунки прикрепляются на стенд. Весна обращает внимание на то, что образы и настроение можно показать по-разному: предметно и абстрактно, цветом, формой, мазками, линиями, штрихами и т.д. Дети также участвуют в разборе и оценке работ.
      8. Ведущие Весенний Лучик и Весенний Дождик спрашивают у Весны, сумели ли ребята создать различное весеннее настроение? Весна соглашается, благодарит участников квеста, вручает сертификаты, призы. Рисунки дети уносят с собой.
      Это мероприятие надолго запомнилось и ребятам, и их родителям. В музейном журнале отзывов в многочисленных записях были отмечены увлекательный характер содержания квеста, разнообразие интерактивных приемов, включение персонажей, связанных одной темой, оригинальность и познавательность вопросов и заданий, использование подвижных игр, теплую, располагающую к взаимодействию атмосферу. Квестовые игры мы стараемся использовать в музейной среде и при проведении уроков по авторской программе «Войди в мир искусства».