Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Направленность работы учителя начальной школы на развитие функциональной грамотности учащихся

Направленность работы учителя начальной школы на развитие функциональной грамотности учащихся

 Касенева  Асия Назыровна,  старший преподаватель кафедры «Управление   и качество  образования» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

 
Современные преобразования в нашей стране, быстрая информатизация общества и динамичность кардинально меняют требования к образованию и системе подготовки  педагогических кадров. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает, что «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования» [1]. Сегодня модернизация  осуществляется по всем уровням образования РК. Рассмотрим практический аспект работы учителя начальных классов  по формированию  функциональной  грамотности учащихся 1-3 классов  по реализации   обновленной программы.
 
В условиях внедрения   в практику содержания  обновленного содержания предметов начальной  школы  педагогами, прошедшими курсы повышения квалификации,  идет внедрение активных стратегий обучения через дифференциацию, техник критериального оценивания в преподавании  и  обучении. Актуальность инновационных  подходов обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Изучение методологических основ  обновленного содержания приводит  к мысли, что основанием  для развития ребенка является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит  развитие младшего  школьника.
Прежде чем говорить  о готовности      младших  школьников к  обучению  по программам   обновленного содержания  остановимся на   одном   из системообразующих принципов  организации  учебного материала  по предметным   областям -  принципе  спиральности.    Спиральная учебная программа основана на когнитивной теории, выдвинутой Джеромом Брунером в “Процессе образования” (1960). Он считал, что даже самый сложный материал, при правильном структурировании и представлении, может быть воспринят даже очень маленькими детьми. Д. Брунер предположил, что человеческое познание проходит через три относительно самостоятельных  этапа:
  • активный (обучение в процессе работы);
  • знаковый (обучение с помощью образов и картинок);
  • символический (обучение с помощью слов или цифр).
Когнитивная  теория Д.Брунера как нельзя лучше опирается  на  особенности  развития  детей школьного возраста.  Преобладание  конкретно - образного характера мышления в  младшем   школьном  возрасте позволяет  учителю начальных классов  опираться   последовательно  на  активный, знаковый  и символический этапы познания  и  использовать следующие стратегии обучения:
  • стимулирующее и развивающее обучение учащихся с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности;
  • моделирование стратегий решения проблем на примерах, понятных учащимся;
  • выслушивание мнения каждого учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний и пониманий с целью их развития;
  • организация поисково-исследовательской деятельности учащихся и активного обучения,  основанного на исследованиях;
  • сочетание индивидуальной, групповой деятельности учащихся;
  • создание условий, побуждающих учащихся к самооценке и саморазвитию, в соответствии с индивидуальными потребностями
Ключевыми особенностями спиральной учебной программы является то, чтоученик пересматривает тему несколько раз на протяжении всего обучения, сложность темы возрастает с каждым повторением и новое обучение строится на уже  известном  материале, и рассматривается в контексте со старой информацией.
Преимущества спиральной учебной программы:
  • информация повторяется, запоминается, расширяется каждый раз, когда ученик повторяет тему;
  • спиральная учебная программа позволяет осуществить логический переход от упрощенных идей до сложных;
  • ученики могут применять знания к последующим целям курса [2].
Новые  учебные  программы построены на спиральной программе обучения, где предусмотрен подход, чтобы знания и умения учащихся пересматривались, расширялись, углублялись с продвижением учащихся  из  урока в   урок, а затем  и   из класса в класс. Несколько подробнее остановимся на некоторых приемах обучения  составления вопросов. Начиная  с  первого класса, обучаем  школьников  составлять  «толстые и тонкие» вопросы (на основе методики Б. Блума).  При обучении грамоте, начиная  с первой  сквозной темы  «Все  обо мне»,  можно удачно  применять   простые вопросы (фактические вопросы), они  требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти.  В  6-7 лет  ребенок  может сформулировать  ответы на  простые  вопросы, рассказывая  о  себе, своих  интересах, своей семье. Этот же   раздел  благоприятен   для   обучения  первоклассников  умению  задавать  уточняющие вопросы. Согласно  системе   Блума  они конструируются на   основе модели  «насколько я понял….», «правильно ли я Вас понял(а), что…» и т.д..  Посещая  уроки  в первом   классе  убеждаешься, что   уже при  изучении  четвертой  сквозной  темы «Окружающая  среда» (вторая учебная четверть) учащиеся   задают   интерпретирующие вопросы, побуждая  друг друга к интерпретации осознания причин смены  времен  года.  Умение  задавать  и отвечать на  поставленные   вопросы  интересно  и увлекательно   для  учащихся  проходит, если    учитель   организует  интервью.  Создание  игровой ситуации,  исполнение ролей  интервьюера (от, кто берёт интервью)  и  интервьюруемого, позволяет  младшим  школьникам с   учетом  возрастных особенностей   осваивать типы вопросов.  В  ходе  подготовки  к проведению  интервью  учитель  должен обучать учащихся    умению слушать, быть интересным собеседником, ис­пользуя для этого все личностные ресурсы.  В ходе  интервью   требование к одному - уметь управлять ходом взаимодействия, для второго  важно показать глубину возни­кающего контакта.  Если  учитель   часто  обращается  на уроках к стратегии «Интервью», то ученики   начинают понимать, что  выполнять роль интервьюера  гораздо сложнее, чем роль интервьюруемого. Если   для второго  важно  знать,  хорошо понимать  тему  диалога, то первому нужно грамотно составить  вопрос, выслушать  ответ, оценить его с  точки   зрения  объективности, внести  вовремя  уточнения   и, исходя   из озвученного ответа, спрогнозировать следующий  вопрос. Только тогда стратегия «Интервью»  не  станет формальной. Следовательно,  освоенность учеником умения   работать с вопросами позволит  им  быть самостоятельными   в  основной и старшей  школе. Умение учащихся грамотно, корректно  формулировать все типы вопросов на основе стратегии «Ромашка Блума», может обеспечить  эффективность  урочной  деятельности младших школьников, обеспечивая  ожидаемый результат  в ходе восприятия, понимания, применения  учебной информации.         Несомненно одно,  с каким  типом  вопросов не знакомились  бы  первоклассники,        сначала  вопросы задает учитель. Постепенно, работая в парах или группах,  ученики   учатся  сами задавать  вопросы  и отвечать на них. Умение задавать вопросы благотворно сказывается и на том, кто их задает, и на тех, кому они адресованы. А. С. Палинсар и А. Л. Браун [3]  обнаружили, что когда учащихся просили задавать своим товарищам наводящие вопросы, то они понимали новый учебный  материал лучше, чем учащиеся, которые таких вопросов не задавали. Освоение   информации проходит более эффективно, когда по нему задают правильно поставленные вопросы, а затем при ответах выявляют степень понимания материала. «Вопросы образуют систему ориентиров, которую целесообразно использовать при решении проблем, так как в этом случае изменяется подход учащихся к изучению материала» [3] - теория перестает восприниматься только как объект для запоминания, вопросы помогают понять суть, установить взаимосвязи нового и ранее изученного. Опыт, приобретенный при постановке вопросов, позволит учащимся осознать, что познание связано с серьезным трудом, требующим большой собранности, ответственности, что является основой  для развития их функциональной грамотности. Возможно, именно эти уроки откроют перед нимирадость познания, а толчком для размышления станут вопросы.
Остановимся  еще на   одной работе, которая всегда интересно проходит  в начальной  школе. Это составление синквейна.  «Синквейн – быстрый и эффективный  инструмент для рефлексии, так как он предоставляет  возможность подытожить  информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что, безусловно, не всегда   легко и просто» [4].  Учащиеся  с  удовольствием  используют синквейны в качестве средства творческого самовыражения. Обращение  на уроке к «синквейну» занимает 3-7 минут урока, в зависимости от уровня класса. Здесь происходит как    обращение  к грамматической составляющей   урока  языка, так и   обращение  к теоретическому  материалу  изучаемого раздела. При обращении   на уроке к  стратегии «синквейн»  класс можно делить на группы и дать им разные слова,  темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для обработки сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.  Синквейн помогает учителю начальных классов решить сразу несколько задач. Во - первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю  проверить, как они освоили содержание  изучаемой информации. Кроме того, синквейны, написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, отношение  учащихся к теме урока. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах.  Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго, отбирая самые ценные идеи [4]. Такое задание можно давать и в качестве домашней работы.
Изучая опыт учителей начальных классов, поражаешься их нескончаемому энтузиазму и любви к своему делу.  Новая программа вывела  учителей  из зоны комфорта, но  это  нацеливает  их искать новые подходы, чтобы вновь  обрести комфортное состояние, а это  подталкивает их   развивать в себе  новые навыки и получать знания, необходимые   в работе. Обновленная образовательная программа предоставляет здесь простор  для профессионального поиска и реализации  собственного профессионального почерка.
 
Список литературы:
1. Н. Назарбаев. Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции // http://ru.bilimainasy.kz
2. Руководство для учителя (образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам «Русский язык» и «Русская литература» в школах с русским языком обучения) Астана, 2017
3. А.С. Палинсар,  А. Л. Браун  «Диалогическое взаимодействие в процессе обучения как предпосылка развития мышления» https:// obucheniya-kak-predposylka-razvitiya-myshleniya.
4. Жоламанова Р.Ж "Развитие навыков критического мышления на уроках русского языка и литературы» https://videouroki.net/razrabotki/