Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Имя существительное

Имя существительное

Стрельцова И.А.,  учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №1 имени М.В.Инюшина», г.Серебрянска»

 Тип урока: Урок изучения нового (урок усвоения новых знаний и умений)
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа, работа в парах.
Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, работа в парах
Оборудование: запись на доске, таблицы – домик, учебник, сюжетная картинка, лист оценивания.

 

Цели:

1. формировать знания об имени существительном как части речи;

2. отрабатывать умение находить существительные в тексте;

3. развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к Родине, патриотизм.

Тема урока:

1.Организационный момент (перед уроком детям говорится о  листах самооценки)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти. (тихонечко садимся)

2. Ход урока.

 1)Сегодня мы с вами идем в гости к частям речи.  Части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. ( крепим на доске) А в эту страну могут войти только те дети, которые хорошо учатся, красиво пишут, всегда выполняют домашнее задание и активно работают на уроке.

Давайте откроим тетради и запишем  число:

Двадцать седьмое октября

Классная работа

Улыбается октябрь

И уже щекочет нос

Утром школьным,

Утром ранним,

Самый маленький ……МОРОЗ   (О.Аленкина)

2)Минутка чистописания

Мм – эм строчная и эм заглавная. Пишем красиво, отрабатываем безотрывное письмо. На второй строчке запишите слово МОРОЗ, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

- подберите однокоренные слова к слову МОРОЗ ( устно,  ответы детей)

Прежде чем отправиться в путешествие проверим, как вы выполнили ДЗ. Какое было задание?: найди ошибки и запишите правильно.

Слова записаны на доске, пропущены буквы ( 2 человека идут работать у доски, 2 человека рассказывают правила).

 Вечерочек

Кармашек

Слоник

Хвостик

Орешек

Лучик

Кузнечик

Мячик

(оценки за работу у доски и правило)

- Молодцы! А посмотрите внимательно на слова. На какой вопрос они  отвечают? КТО? ЧТО?

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?

(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) 

-Правильно, это имена СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

- Назовите тему нашего урока: ( имя существительное)

- А что такое имя существительное? ( правило 1-2 человека) + оценка

Всему название дано, - и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным -  полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё что в памяти  у нас,-

Обозначай словами.

3)- У каждого слова своя работа, одни – называют предметы, другие  - называют их  признаки, третьи – действия. Имя существительное называет всё что существует.

Отправимся в большую страну, в которой у каждой части речи свой дом. И построим дом для кого??? Для имени существительного

Что о нем     Мы ЗНАЕМ                                Что Мы УМЕЕМ

                                                (ответы детей)

Сегодня на уроке мы сегодня будем говорить об имени существительном. Находить слова обозначающие ПРЕДМЕТ, и  отвечающие на вопросы кто? Что?

- Каждый дом имеет свой фундамент     

Наш фундамент – это наши знания.        (крепим имя существительное)

- Что вы уже знаете об этой части речи? (отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

Кирпичи:                             

                                                 Кто? Что?

                                одушевленное/ неодушевленное

                                  собственное/ нарицательное

                                         ж.р.         ср.р.     м.р.

                                         ед. число./ мн.число

Крыша:                                  ПРЕДМЕТ

 - Молодцы! Посмотрите у нас пять этажей знаний.  Посмотрим на наш дом, и скажем ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ??? (1-2 человека из слабых детей)

- Чему мы должны научиться на уроке? Находить в тексте существительные и правильно задавать к ним вопрос.

4) Работа по теме.

   Словарная работа.

   На доске                             Столица нашей Родины …….(Астана ( крепим надпись))

                                                 Мы народ независимого государства.

- Давайте прочитаем.

- На какой вопрос отвечают словарные слова? ( Кто? Что?)

- Что они обозначают? ( предмет)

- Как называется часть речи, обозначающая предмет? ( имя существительное)

- Выпишите из этих предложений словарные слова, подчеркните пропущенные буквы, поставьте ударение.

Взаимопроверка  в  парах. На доске сл.слова.                    столица

                                                           Родина

                                                           народ

                                                           государство

    ! Поставьте себе 5 у кого нет ошибок. 4 у кого 1 ошибка и 3 у кого 2 ошибки     

- Когда в нашей стране празднуется день Независимости? (16 декабря) 

 - В этом году наш Независимый Казахстан празднует 25 лет со дня принятия Независимости.

В 2017 году в Казахстане планируется специализированная международная выставка

 « ЭКСПО – 2017» , в ней примут участие 100 стран.

Издревле, наш казахский народ славился гостеприимством.

- Кто знает, что такое гостеприимство?  (……..)   Что вы о нем знаете?   (……...)  

У казахского народа есть пословица Қонақ келді  -  ырысын ала келді. 

Гость приходит – счастье в дом с собой приводит.

- Наш класс дружная семья, и тоже любит встречать гостей. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем работать на уроке. Откройте учебники на стр.52 и прочитайте правило (1 ребенок)

- Рассмотрим рисунок упр.154

- Что на нем изображено?

- Найдите и назовите имена существительные?

- На какие вопросы они отвечают?

- Запишите по пять примеров в каждый столбик ( 2 у доски  КТО?   ЧТО?)

Остальные в тетради. Настя, Дария, Дана , Вика – выписывают все слова)

Пишем                        Упражнение № 145

 Кто?                                 Что?

дедушка                         диван

бабушка                         телевизор

мальчик                         чайник

девочка                       чашка (стакан)

кот (кошка)                   шкаф

мама                              зеркало

папа                                аквариум

                                        стол, стул

- Почему эти слова отвечают на вопросы Кто? Что?

                                                               ( одушевленные и неодушевленные предметы)

 - Что такое имя существительное?               Это часть речи, обозначающая предмет и                    отвечающая на вопрос кто? Что?

 5) Работа в парах.

На листочках подчеркнуть имена существительные.      4мин.

 ! Обратите внимание, что имена существительные в предложении изменяют окончания для связи слов в предложении.

 Проверяем.   ( Один читает, другие проверяют). За правильные ответы ставим себе оценку.

Осенью.

   Стоит октябрь. На дворе ненастье. Льют дожди. Листья с деревьев опали. Пусты поля. Убрали картофель, капусту, морковь.

   Соловьи, стрижи покинули свои гнезда. Тянутся к югу журавли.

 6). Игра « К нам едут гости». Играет ряд.

1 ая   парта     пишет имя гостя

2 ая                  кличку животного

3 ая                  географическое название

4 ая                  проверяет, зачитывает.                                  ! Оцениваем ряд.

 Физминутка

Игра на внимание. Встаем. Если я называю одушевленный предмет - мы 2 раза хлопаем в ладоши, если неодушевленный –  3 раза топаем.

 Кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, доктор, муха, платок, урок.

 6) Закрепление.

 - Итак, что же могут обозначать имена существительные? ПРЕДМЕТ

- На какие вопросы отвечает? Кто? Что?

Выполним упражнение 149. Прочитаем задание.

Белка – нарицательное, пишем с маленькой буквы.

России, Европа – имена собственные Европа – часть света, Россия – это страна, государство.

Задание: списать первые 3 предложения, подчеркнуть имена существительные.

 Проверяем.Какие имена существительные вы подчеркнули.  Оцениваем самостоятельную работу.

 3.Итог урока. Рефлексия.

Ребята вы сегодня большие молодцы!

Впереди нас еще ждет большая работа. Страна МОРФОЛОГИЯ расскажет нам еще много интересного про имя существительное. Но сейчас наше путешествие подошло к концу. Скажите, какие знания вы принесли с собой, что нового узнали, и чему научились?

 Я узнал (а)…..

Я научился …..

Мне было трудно/ легко…….

 Домашнее задание.

 стр 53. Упр. 148 – найти и выписать из пословиц имена существительные.

 Пожалуйста сдайте свои листы оценивания, я поставлю вам итоговую оценку за урок.

 Приложение.

  1. 1.     Лист самооценки. 

Ф.И.

    

              

 

Оценка   +

Словарная работа

 

 Работа в парах

 

Работа по рядам

 

Самостоятельная работа

 

Оценка за урок

 

 

  2.     Текст для работы

Осенью.

   Стоит октябрь. На дворе ненастье. Льют дожди. Листья с деревьев опали. Пусты поля. Убрали картофель, капусту, морковь.

   Соловьи, стрижи покинули свои гнезда. Тянутся к югу журавли.

 3.     Игра «К нам едут гости».

 1) Имя……__________________________________

 2) Кличка животного….___________________________

 3) Географическое название (город)….__________________

 4)  Проверяет, зачитывает  ____________

                                 (Справились/не справились с заданием)