Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Роль критериального оценивания в формировании учебно-познавательной компетентности

Роль критериального оценивания в формировании учебно-познавательной компетентности

 БАЗАКАНОВА Р.С., тренер филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

      Задача современной школы – достижение того, чтобы ученик стал центром всей учебно-познавательной работы. Для этого необходимо обеспечить максимальное развитие потенциала каждого школьника на основе гуманизации, деятельностного подхода, личностно-ориентированного подхода и перестройки педагогического процесса в соответствии с идеями сотрудничества.
      В современном образовании критериальная система оценки знаний рассматривается как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам:
      - возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
      - возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
      - дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельной работы, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. виды работ);

      - отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
      - повысить объективность оценки знаний.

 

     Критериальная система оценки знаний, более эффективно внедряется в старших и средних классах, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. 

      На этапе начальной школы приоритетным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность учащихся на всех ступенях образования.
      Общеучебные компетентности являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека как умение учиться. Для достижения учебной самостоятельности инициативности и ответственности младших школьников, начальная школа призвана заложить основы контрольно-оценочной самостоятельности ребенка. Для реализации данной цели оптимально использовать педагогические технологии безотметочного оценивания.
Для оценочной шкалы самостоятельность, как ответственное инициативное поведение, независимое от посторонних влияний совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная школа отвечает за учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования.
       Основная школа отвечает за учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как готовность и способность расширить свои знания, умения по собственной инициативе. Развитие учебной самостоятельности младших подростков опирается на заложенные в начальной школе основы контрольно-оценочной самостоятельности, сформированные способы учения в классном сообществе, желание и основы умения учиться.
      Вторая важная задача основной школы связана с определением и самореализацией учащихся. При решении этой задачи особое внимание должно уделяться обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника. В отличие от начальной школы, где вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне, в подростковом возрасте необходимо создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий самим учащимся, что будет служить предпосылкой для ее построения.
      Для решения вышеперечисленных задач в образовательном процессе должны быть выполнены определенные условия способствующие формированию ключевых компетентностей учащихся:
      - обеспечить постепенный переход от коллективных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, направленным на самостоятельную работу учащихся;
      - расширить спектр контрольно-оценочных мероприятий, совместно с учащимися наметить индивидуальные траектории их самопродвижения в образовательном процессе;
      - в рамках индивидуальных форм учебно-познавательной деятельности представить учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно поставленных личностно-значимых задач.
      При этом нужно подчеркнуть, что учащийся сам должен планировать оказание необходимой ему консультативной помощи, определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля в границах итоговых контрольных мероприятий, установленных преподавателем и регламентируемых системой образования.
      Рефлексивная деятельность является одной из важнейших составляющих критериального оценивания, поскольку технология ориентирована на саморазвитие личности учащегося.
      Самоконтроль тесно связан с самооценкой, уровнем развития критичности мышления он оказывает влияние на процессы умственной деятельности, рефлексию.
      Вопросы нужно задавать по принципу «от простого - к сложному»( по Блуму).  Например, по теме «Иррациональные уравнения» можно  задать  вопросы низкого порядка (закрытые), а затем вопросы высокого порядка (открытые).

Вопросы низкого порядка

Вопросы высокого порядка

-какое уравнение называется иррациональным?

- как вы думаете, почему проверка  иррационального уравнения является обязательным этапом его решения?

- Перечислите основные методы решения иррациональных уравнений

- как вы считаете, можно ли упростить проверку иррациональных уравнений?

- Как называется числовое значение неизвестного, удовлетворяющее уравнению с одним неизвестным?

- как вы считаете, будет ли уравнение, полученное после возведения обеих его частей в одну и ту же степень, равносильно данному?

- что значит решить уравнение

- как вы считаете, какие корни называются посторонними для данного иррационального уравнения

-

- назовите преобразования, которые приводят данное уравнение к новому уравнению, ему равносильному

-

- как вы думаете, каким может быть подкоренное выражение корня чётной степени?

       Вопросы были поставлены на знание, умение, синтез, анализ и применение.
       Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в:
       - стимулировании учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям;
       - развитии у учеников неподдельного интереса и положительных эмоций к обучению; любознательности стимула к исследованиям;
       - содействии формированию и вербализации знаний;
       - поддержке креативного мышления;
       - развитии критического мышления;
       - развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;
        -  выявлении особых сложностей или недопонимания, которые могут затруднять обучение.
     Степень достижений учеников должна измеряться и оцениваться готовностью и способностью учащихся самостоятельно приобретать новые знания. А это означает, что весь учебный процесс в школе, необходимо направить на формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности.