Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - РУКОВОДИТЕЛИ ИНСТИТУТА В РАЗНЫЕ ГОДЫ

РУКОВОДИТЕЛИ ИНСТИТУТА В РАЗНЫЕ ГОДЫ

Жуманова Гаухар Сайлаубековнак.п.н, заместитель директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО  Байсаринова Назира Нургумаровна, начальник отдела по связям с общественностью и издательской деятельности филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

«Руководить другими может лишь тот человек,  который способен отстаивать свою точку зрения».
Д. Карнеги

За 70 лет истории  института повышения квалификациипедагогических работников у его руководства  было  всего 6  директоров. В среднем  руководство каждого из них занимало период  более 12 лет, при этом, учитывая, что два первых руководителя ИУУ работали по два с небольшим года – Грузинская в 1948-1950 гг.  Гусева... в 198...  гг. .  Последующие директора Смоляков Трофим Трофимович, Самойлов Тит Ермилович, Протасова Галина Васильевна, Байхонова Сауле Зайтановна остаются во главе института более десяти лет беспрерывно.

Сегодня успех и слагаемые авторитета института  многие его  ветераны видят в преемственности его деятельности, обеспечившей ему динамичное развитие с неизменной опорой на пройденный ранее путь, опыт предшественников. Неизменное следование требованиям времени и задачам развития будущего своего отечества. Директора института повышения квалификации Восточного Казахстана, на каждом его  этапе развития  - это  не только лидеры по при-званию, но и высококлассные специалисты-педагоги, люди неравнодушные, самокритичные и ищущие, посвятившие себя одному делу – делу образования и повышения квалификации педагогических работников.

45-лет истории института относится к периоду истории развития образования в системе государственного устройства бывшей, одной большой страны СССР.

Последующие четверть века – это время  становления и прорыва в будущее независимого государства Казахстан, провозгласившего принципиально новые ориентиры развития образования страны – интеграции в мировое образовательное пространство. Это время  принятия прорывных решений, переформатирования и модернизации системы образования и системы повышения квалификации.

*****************************************

CМОЛЯКОВ ТРОФИМ ТРОФИМОВИЧ

Годы руководства  1950-1964 год,  14 лет возглавлял  ИУУ ВКО

 

 

 

Cмоляков Трофим Трофимович родился в 1907 году в с. Глубокое Восточно – Казахстанской области. Учился в Предгорненской ШКМ, в 1925 поступил в Усть-Каменогорское педучилище, после окончания  его работал учителем Чистопольской начальной школы Бухтарминского района, преподавателем обществоведения и географии в Иртышской ШКМ Павлодарской области.

В 1932 году ему удается поступить в Ленинградский педагогический институт им. Герцена, но закончить обучение не смог, т.к. его исключают из вуза,  как выходца из семьи кулака. Возвратившись в Восточный Казахстан, работает в Тарханской школе  учителем русского языка и литературы, затем- директором Усть-Каменогорской средней школы им. Ленина.  До 1950 года работает в областном отделе народного образования, после - в Усть- Каменогорском педучилище.

 В 1950 году назначается на должность директора ИУУ ВКО, где работает до 1964 года.  Под его руководством  ИУУ в области была создана основа целостной системы повышения квалификации педагогов, состоявшая из докурсовой, курсовой и послекурсовой подготовки.

Директор ИУУ ВКО Смоляков Т.Т. награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения Казахской ССР.

*****************************************

CАМОЙЛОВ ТИТ ЕРМИЛОВИЧ

Годы руководства ИУУ  1965-1986, 21 год возглавлял  ИУУ

 

 

 

Самойлов Тит Ермилович родился 20 ноября 1923 года в селе Солоновка Большенарымского района в большой крестьянской семье.

С 17 лет Тит Самойлов приступает к трудовой деятельности, начинает работать учителем начальной Чистоводинской малокомплектной школы. Продолжив образование,  он позднее  получает специальность учителя истории. Вся последующая жизнь Т.Е. Самойлова была посвящена профессии педагога.  В годы Великой Отечественной войны  ему пришлось прервать работу в школе, идти на фронт. После окончания войны Тит Ермилович продолжил педагогическую деятельность, работая сначала учителем, затем директором школы, позже, с 1964 года, бессменным на два десятилетия, директором областного института усовершенствования.

В ИУУ Т.Е. Самойловым была поставлена одна главная задача - обеспечение непрерывности в повышении квалификации учителей. Он   разрабатывает проект концепции повышения квалификации учителей, выстраивая цепочку «ИУУ-РМК-школа». Такой подход был встречен с интересом и в республике, ИУУ ВКО выходит в число опорного в стране. Кредо управленца Самойлова заключалось в  постоянной опоре практики на достижения науки. По его инициативе при областном отделе образования создается научно-координационный совет, объединивший лучших учителей, ученых педагогического института и методистов. Для внедрения достижений педагогической науки и передового опыта учителей-новаторов Т.Е. Самойлов становится инициатором проведения проблемных семинаров, консультаций, практикумов, научно-практических и научно-теоретических конференций.

Институт усовершенствования в 1978 году стал одним из лучших не только в Казахстане, но и среди институтов СССР, отмечен переходящим Красным Знаменем.

За многолетний творческий труд Самойлов Тит Ермилович  награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Октябрьской революции», медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», значком «Отличник просвещения Казахской ССР», удостоен званий «Заслуженный учитель Казахской ССР», «Отличник просвещения СССР».

ИУУ ВКО в эти годы  получает известность за пределами Казахстана, о нем пишутся статьи в центральных педагогических изданиях, его опыт обобщается в союзном масштабе. Т.Е.Самойлов придавал большое значение организации педагогического менеджмента, по его инициативе в республиканских и областных  средствах массовой информации  часто публикуются материалы о работе института.  Тит Ермилович Самойлов ввел диагностическую основу в  систему повышения квалификации ИУУ, повышение квалификации  строил на основе изучения школьной практики.

При таком подходе исключались стихийность и случайность в выборе тем и направлений для углубленной работы на курсах повышения квалификации.

*****************************************

ПРОТАСОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

Годы руководства 1986-2002, 16 лет возглавляла ИУУ ВКО

 

 

 

 

Протасова Галина Васильевна родилась 15 мая 1946 года в Алма-Атинской области.

В 1969 году окончила Усть-Каменогорский педагогический институт, по специальности «учитель русского языка и литературы». Трудовую деятельность Галина Васильевна начала учителем русского языка и литературы в средней школе №15 г.Усть-Каменогорск.

В 1978 году становится директором средней школы №8 г.Усть-Каменогорска. Через два года возглавляет педагогический коллектив средней школы №16.

С 1986 года в течение 13 лет возглавляла областной институт усовершенствования учителей. Под ее руководством внедрялась научно обоснованная система повышения квалификации на основе результатов мониторинга уровня профессиональных знаний и практических педагогических умений в области педагогики, психологии и частной дидактики. Институт осуществлял системный подход к оказанию научно-методической помощи педагогам области в проведении опытно-экспериментальной работы.

С 2001 года Протасова Г.В. возглавляет Региональный научно-исследовательский центр развивающего обучения «Восток» для  работы с одаренными детьми, который включает два дошкольных учреждения и школу с русскими языком обучения.

Ее деятельность в качестве руководителя отличается профессиональной компетентностью, ориентацией на перспективу в развитии системы образования Республики Казахстан. Согласно комплексно-целевой программе научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе центр проводит научные исследования в области освоения новой технологии управленческой, учебно-профессиональной деятельности педагога, технологии деятельностного типа обучения на всех ступенях дошкольного и школьного образования. Под руководством Протасовой Г.В. разработана система научно-методического и психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, психологического исследования творческого воображения у дошкольников и теоретического мышления у школьников, уровня развития познавательного интереса и учебной мотивации у детей центра, их способности к самопознанию, самосовершенствованию и самовоспитанию.

Опираясь на достижения психолого-педагогической науки, умея видеть перспективные направления развития, прогнозировать конечные результаты, Протасова Г.В. формирует подлинно творческий исследовательский коллектив, создающий единую непрерывную систему освоения технологии развивающего обучения в условиях «детский сад-школа». Созданная Протасовой Г.В. система взаимодействия управления и научно-методического сопровождения деятельности НИСЦ РО «Восток» способствует формированию культуры научно-педагогического труда.  Протасова Г.В. является смелым инициатором по внедрению всего новаторского, передового в педагогическую практику.

Галина Васильевна с 2003 года по 2006 год являлась заместителем председателя областного экспертного совета по изучению, анализу и оценке результатов опытно-экспериментальной работы педагогов области, оказывала методическую помощь дошкольным учреждениям, школам, отделам образования, работающим в режиме инноватики. Протасова Г.В. - организатор и участник областных и республиканских семинаров, научно-практических конференций.

Галина Васильевна - автор более 40 методических разработок и публикаций, среди которых монография «Развивающее образование в Казахстане: опыт практического и теоретического исследования». С 2011 года – член-корреспондент Международной Академии информатизации образования.

Протасова Галина Васильевна отмечена множеством наград, среди них: значок «Отличник народного образования Каз ССР», Почетная грамота Министерства народного образования Казахской ССР, значок «Почетный работник образования РК, Почетная грамота МОН РК, Почетная грамота Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бөбек», Почетная грамота МАРО России.

 *****************************************

БАЙХОНОВА САУЛЕ  ЗАЙТАНОВНА

Руководит институтом с 2002 года,  с 2012 года возглавляет  филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО, кандидат педагогических наук

 

 

 

Сауле Зайтановна Байхонова родилась в 1959 году в с. Большенарымское Большенарымского района Восточно-Казахстанской области.

После окончания в 1980 году Усть-Каменогорского педагогического института работает по направлению учителем математики, затем завучем в одной из сельских школ Большенарымского района Восточно-Казахстанской области.

Сауле Зайтановна продолжает образование, поступает в Московский Государственный Социальный Институт и в 1992 году успешно заканчивает его.

Работает заместителем председателя Большенарымского райисполкома. В 90-ые руководит деятельностью благотворительного фонда при администрации Восточно-Казах-станской области, отдела внутренней политики Восточно-Казахстанского управления образования.

В феврале 2002 года С.З. Байхонова утверждается на должность директора областного института повышения квалификации педагогических работников. Главными критериями в работе для себя и для коллег выдвигает непрерывное развитие профессиональной компетентности педагога.

Под руководством Сауле Зайтановны в области проводятся республиканские экспериментальные работы по внедрению программы 12-летней школы и апробации учебников нового поколения; предмета «Самопознание»; пилотного проекта по информатизации образования. Создается Ресурсный центр по развитию малокомплектных школ, при институте действуют: школа технологической подготовки и школа молодого директора.

Байхонова С.З. выступает одним из организаторов создания авторской лаборатории К.Битибаевой и присвоения ей республиканского статуса.

Активно проводится работа по развитию сотрудничества с Международными организациями ЮНИСЕФ, МАКМИЛАН и с Британским Советом в области образования. На высоком уровне организовано сотрудничество с ведущими ВУЗами и НИЦ, учеными Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья по вопросам развития образования, а также взаимодействие с более 1000 учеными и педагогами в области преподавательской работы.

Занимаясь научно-педагогическим исследованием, в 2007 году С.З. Байхонова защищает научную диссертацию по теме: «Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации» и получила звание: кандидат педагогических наук.

Является научным консультантом 5 сотрудников института, успешно защитивших кандидатские диссертации.

В руководстве филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО она сплотила вокруг себя инициативных, творческих специалистов, единомышленников, которых сумела вдохновить идеей модернизации системы повышения квалификации педагогических работников.

Она автор десятков научных статей, опубликованных в республиканских, областных и зарубежных изданиях, посвященных вопросам образования и педагогики. Соавтор монографии «Педагогический менеджмент в современной школе», методического пособия «Современный урок: от традиции к инновациям», коллективной монографии «От компетентного учителя к успешному ученику», целого ряда учебно-методических пособий, посвященных вопросам развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации.

Публикации посвящены вопросам организации повышения квалификации педагогов в условиях малокомплектных школ, социальные мотивы и механизмы государственно-общественного управления школой, региональная система образования, управление развитием человеческих ресурсов в системе образования, пути развития профессиональной компетенции педагогов детских домов и школ-интернатов в условиях реформирования системы образования Республики Казахстан.

Имеет сертификат тьютора по работе с цифровыми интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, прошла курсы повышения квалификации по программе нравственно-духовного воспитания «Самопознание», по кооперативному обучению в Сингапуре, по развитию лидерских качеств руководителей сферы образования в Великобретании.

С 2002 года – член Национального Совета по человеческим ресурсам, член коллегии Управления образования ВКО; С 2007 года - председатель ГЭК по педагогическим дисциплинам ВКГУ имени С. Аманжолова. Является главным редактором газеты «Педагогический мир» и журнала «Педвестник».

За пять лет в качестве филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Восточно-Казахстанской области  уверенно держит свою нишу в рейтинге лучших среди 17 аналогичных областных филиалов.

В 2007 году за многолетний плодотворный труд в системе образования области, вклад в развитие системы повышения квалификации педагогических работников С.З. Байхонова награждена Знаком МОН РК «Почетный работник образования РК».

В 2001 году Сауле Зайтановна награждена юбилейной медалью «20 лет независимости Республики Казахстан», в 2016 году за многолетний, безупречный труд, творческий и инновационный вклад в обучение и воспитание молодого поколения, активное участие в развитии социального партнерства и в честь 25 летия Независимости Республики Казахстан Знаком профильной профсоюзной организации «Білім және ғылым қызметкерлерінің кәсіподағына айырықша сіңірген еңбегі үшін».