Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Тренерство: становление и самореализация

Тренерство: становление и самореализация

Мамиева Мара Ммашевна, ст. преподаватель кафедры УиКО филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

 «Чтобы люди находили счастье в своей  работе, необходимы три условия. Работа должна быть им по силам,  она не должна быть изнуряющей и ей  обязательно должен сопутствовать успех»Джон Рескин, английский писатель


До сих пор нас называют «первыми тренерами». Это Абдульманова Ольга Ярославлевна, Базаканова Роза Семейкановна, Курманова Жупар Сакановна, Мамиева Мара Имашевна, Нуркенова Сайран Ескендировна и Саблукова Татьяна Анатольевна.
Свою причастность к преобразованиям, которые происходят в сфере системы повышения квалификации, я начала чувствовать с того момента как начала обучение в качестве будущего тренера курсов третьего (базового) уровня (январь- март 2012 года). Позитив появился не случайно, и к этому результату привели нас тренеры – преподаватели Кембриджского университета и непосредственно тренер группы Роберт Тёрнер. Мы обучались по программе, разработанной совместно с Факультетом образования Университета Кембридж в рамках Соглашения между Международным экзаменационным советом Университета Кембридж и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». С нами работали переводчики, от профессионализма которых, во - многом, зависела достоверность доносимой информации. Необычен был для нас формат курсов, состоявший из 3 этапов: «лицом к лицу - 1», «онлайн обучение» и «лицом к лицу - 2».

Я сразу же обратила внимание на название первого этапа курсов «Лицом к лицу»... Чуть позднее, я убедилась, что это отношение «лицом к лицу» зримо ощущается на взаимоотношениях друг к другу в группе. Атмосфера, наполненная творчеством, теория и практика, позволившая нам мечтать, вдохновение группы на входе и выходе, на вдохе и выдохе, новые подходы, саморегуляция, психологический климат, конструктивизм, исследование в действии практика - всё это в непередаваемом формате, наполненном новым содержанием.

Главное, что я вынесла из курсов и взяла для себя - это позитивное отношение ко всему, что совершается вокруг. Когда на организационной общей сессии Шамшидинова К.Н., Председатель Правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», говорила, что в процессе обучения должно произойти изменение мировоззрения преподавателя, это были для меня просто слова. Но, спустя 1-2 недели обучения, я воочию, стала убеждаться, что нас всех «разворачивают на 360 градусов и говорят: «Смотри, понимай, слушай других! Учись у них! Здесь нет места словам «неправильно», «нет»! Помни, что рядом с тобой люди, которым может быть больно от твоего невнимания! Ты не одна!» И тогда начинаешь смотреть на своих коллег другим взглядом, хочешь быть предупредительным, хочешь вовремя прийти ему на помощь. Постепенно начинаешь осознавать, что все страхи, тревоги уходят сами собой, и даже можешь уже реально представлять «картинки будущих курсов», как это будет происходить, а потом в со­тый раз убеждаешься в истине: только свободно мыслящий человек может критич­но проанализировать происходящее и внести в него позитивные изменения.

Сейчас спустя почти 6 лет, вспоминается, что мы (тренеры) каждый день задавали и сами себе, коллегам и тренерам один и тот же вопрос: «Способны ли будут наши учителя в результате освоения нового курса изменить собственное мировоззрение, изменить себе авторитарному, себе директивному, себе – монополисту?»

Важность тренерских курсов заключалась в том, что мы должны сами освоить курс на том уровне, чтобы быть способными привести своих обучающихся к единственно возможному конечному результату. Результат этот, когда творить начнёт твой ученик, когда цвета будут звучать, формулы станут разноцветными, стихи будут источать прекрасный аромат и расцветут, физическое тело начнёт выписывать различные «па»…

Сейчас, думая о собственном обучении, я вспоминаю, прежде всего, охватившее меня ощущение тревожности, которое с процессом погружения в обучение, все больше и больше усиливалось. Я испытывала тревогу и неуверенность, как и другие, перед предстоящими курсами для учителей. Одно дело - освоить курс самой. И совершенно иное дело: по образцу и подобию вести такие же курсы. Тем более, что такой практики в нашей системе повышения квалификации, еще не существовало. Было необычно, что нам, слушателям курсов, не предлагались четкие рекомендации. Указывались только направления. Ты до всех выводов должна была дойти сама. Этому всему учили наши тренеры. Они не давали нам готовых рецептов, они только позитив­но направляли нас на преобразования внутри нас и такой же рефлексии ждали от нас на наших курсах. Я приходила к уверенности, что собственные курсы должна строить так, чтобы основным критерием успешности в развитии личности должны стать сформированные умения выносить собственные суждения, давать оценку событиям реальной жизни, принимать ответственное решение в ситуациях различного характера, быть коммуникативным.

На первом этапе «Лицом к лицу» мы размышляли над своим опытом и меняли свое отношение и виденье в работе с учителями и детьми. Происходила «ломка» наших стереотипов мышления и, порой, очень болезненная.

К концу второй недели первого этапа обучения мы начали осознавать основные идеи, заложенные в содержании курсов: понимание ученика с тем, чтобы расширить и развить свою компетентность и компетентность учителей; научиться тому, как учиться и учителю, и ребенку, и тренеру. Нам было предложено провести исследование на местах. Очень ценным является то, что нас не ограничили в выборе темы исследования и инструментов сбора информации. Каждый из нас выбрал актуальную для него проблему.

При подготовке к исследованию мы продумывали стратегии работы с учителями и учениками. При этом вновь возвращались к ссылочным и раздаточным материалам занятий. На практике в школе мы получили заряд энергии от учащихся, учителей, выражающийся в изменении профессионального взгляда учителя; радости от работы, от самопознания себя и своей самоактуализации. Нас порадовало желание руководителей школ поддержать наш проект и оказать всяческую помощь в проведении исследования. Мы обсуждали вопросы современного образования, осмысливали свой опыт, продвигались в понимании идеи обучения тренеров, размышляли о том, что изменить в своей собственной деятельности, как помочь учителю изменить свою деятельность по отношению к ученику. Ответы на многие вопросы мы получили на форуме, обсуждая свои идеи с коллегами. 

Встреча в Астане на втором этапе «Лицом к лицу» позволила нам обсудить проведенные исследования, увидеть, как повлиял результат исследования на учеников, учителей, какие ресурсы можно использовать дополнительно. Основным для нас была взаимопомощь коллег в коррекции и осознании всех планов занятий, творческих отчетов и обмен опытом. Корректное и профессиональное руководство тренеров из Кембриджа вызывало у нас уверенность в себе, в правильности выбранных стратегий обучения, надежду на будущее взаимодействие.

Какие чувства я испытала во время нашего обучения? Они достаточно противоречивы: на начальном этапе - сомнения (надо ли?), страх неуспешности, неуверенность (вдруг не получится?), тревога, ощущение некой пустоты (поймут ли?) на последующих этапах - понимание ключевых идей обучения, нарастающая уверенность (Я смогу!), удовлетворение от обогащения опыта, радостное волнение в ожидании перемен. Пришло понимание того, что, прежде всего, необходимо «переформатирование» самой себя, пересмотр приоритетов в профессиональной деятельности, модернизация собственной, уже сложившейся системы педагогической деятельности. Желание нашего тренера - подвести нас к двери, дать ключ и научить пользоваться этим инструментом - стало моим желанием. Мне тоже захотелось научиться этому самой, научить учителей, чтобы они впоследствии научили этому детей! И сделать это необходимо профессионально. На этих курсах еще раз убедилась в том, что в существующей отечественной системе образования катастрофически не хватает индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его психофизиологическими особенностями. Большинство педагогов отлично знают свой предмет, но не знают возрастных возможностей ребенка. А ведь учителя должны гармонично сочетать понимание детской психологии, особенностей развития школьников и хорошее знание своего предмета. Тренер группы Роберт Тёрнер своим подходом к организации тренинговых занятий ежедневно ненавязчиво приводил слушателей к мысли, что педагог должен быть не просто творческим человеком, влюбленным в свой предмет и отлично его знающим, но и личностью, которая чувствует и знает особенности каждого ребенка в отдельности.

Обучение на первом этапе курсов вызвало у меня больше эмоций, чем свершение тех ожиданий, которые возлагались на встречу с тренерами. Казалось, что у них все должно быть по-другому, не так как у нас. Если сейчас, спустя 5 лет, я попытаюсь обобщить свои впечатления от первого этапа обучения, то они будут выглядеть приблизительно так:

  • объем информации, который, казалось, невозможно переварить;
  • огромное количество вопросов, накладывающихся друг на друга;
  • желание ранжировать всю информацию по полочкам, что не сразу получалось;
  • постепенное выстраивание смысла;
  • мастерство наших тренеров, переводчиков и эффективность инструментов, что помогало постепенно приостановить бурю эмоций и преобразовывать их в новые вопросы.

Результативность всего процесса зависит от того, насколько педагогическое сообщество сможет осознать свою миссию перед обществом, свою ответственность за формирование интеллектуального потенциала подрастающего поколения.

На курсах нас учили находить волшебный ключик к сердцу и душе ребенка. Учили не подсказывать ему готовое решение, а помочь найти это решение самому; не просто брать готовые знания, а самим до них добираться, развивать способность творчески мыслить.

Конечно, не сразу пришло четкое осознание основных задач предстоящего обучения учителей: как именно применение новых подходов в обучении может качественно улучшить процесс и результаты их труда.

Убеждение, что программа подготовки тренеров уровневых курсов повышения квалификации - это концентрат очень ценных (несмотря на сопутствующие, не простые порой переживания, но в том и ценность) практических и работающих методик, приходило постепенно. Это творческая атмосфера, дружелюбный коллектив, отзывчивость преподавателей, интересная структура занятий. За период прохождения курса в личной «копилке» накопилось много интересных практических находок, различных интересных заданий. На тренингах мы много анализировали особенности традиционной практики преподавания, где во главу учебного процесса ставят деятельность самого учителя, основная цель которого - интересно изложить содержание учебного материала, показать определенные алгоритмы деятельности и оценить образовательные результаты учащихся по принципу «Что он знает?» Видеонаблюдения занятия и его последующий анализ, вызывающий множество различных эмоций - одна из наиболее впечатляющих методик, примененная на курсах. Думаю, использование этого доступного, наглядного подхода - большой показатель открытости и искренности, даже некой смелости организаторов обучающей программы.

Ежедневно получали много интересной и нужной для работы информации. В нашей группе с самого первого дня царила атмосфера сотрудничества, все с нескрываемым интересом и неподдельным энтузиазмом включались в работу. Мне повезло, что я попала в группу единомышленников, по-настоящему пытающихся научиться учить и учиться. Мастерство тренера как раз и заключалось в том, что он устанавливал связи, показывал взаимопроникновения материала одного модуля в другой. Мы изучали каждый день материал одного из 7 модулей. Изучение нового материала Р.Тернер всегда строил на основе самостоятельной работы в группах при обязательном распределении ролей, чтобы каждый раз одни и те же люди выполняли как лидерские роли, так и роли исполнителей, и непременно подводил нас к критическому осмыслению выполненного задания и критериальному оцениванию собственных учебных результатов. Тренер направлял работу группы, а группа самостоятельно изучала материал на основе взаимообучения. Большая доля учебного времени отводилась на обсуждение материала в парах для нахождения взаимоприемлемого ответа. Несмотря на то, что мы все педагоги, тем не менее, мы все разные по темпераменту, особенностям характера, по возрасту, по педагогическому стажу. Заслуга нашего тренера в том, что он сумел к каждому найти свой «ключик» и вовлечь в активную работу. Были, конечно, и трудности. Прежде всего, это трудности, вытекавшие из неточного перевода материалов, и большого количества материалов предкурсового и послекурсового чтения. Девиз нашей работы был определен коротко и ясно: «Обучаясь - обучай». В нашей группе были педагоги разных специальностей. Мне как учителю русского языка и литературы, а также методисту института повышения квалификации, который занят в сфере андрогогики уже не один год, не составляло труда выступить с обобщением работы группы. Работая же в группе, могла без особых затруднений предложить собственное видение поднимаемых для обсуждения проблем, хотя я видела, что многим из моих коллег приходится нелегко работать, подбирая нужные стилистические конструкции или презентуя общегрупповую работу.

Меня многому научили эти курсы: и речь идет не только о новых подходах в обучении, но и изменении мышления учителя, его идей и взглядов в целом на образование; наконец-то я стала ценить свое время - учиться тайм-менеджменту; пришло осознание огромной ответственности за будущее собственное преподавание в качестве тренера уровневых курсов.

Тренер добивался, чтобы мы сами пришли к выводу, что главным фактором успешности обучаемых является их способность самостоятельно организовывать свою деятельность при условии, если они знают «Зачем это надо?» Интуитивно задаваясь вопросом, какое значение имеет для растущего сознания тот или иной элемент знаний, я пыталась связать учебный материал с реальной жизнью и способствовать актуализации имеющихся у школьников знаний по различным предметам и собственным опытом.

Многому я училась на этих курсах заново: методике организации групповой работы, процессу создания педагогического сообщества, проверке критичности собственного мышления, культуре совместного обучения...

Программа обучения дала возможность научиться систематизировать имеющиеся у знания и освоить пошаговую методику внедрения конструктивистского преподавания.

Вот такие курсы, где мы были первыми. Мы останемся в истории независимого Казахстана, останемся в памяти наших англичан, таких близких и родных соратников, которые помогали вести и конструктивный диалог, и изучать новые подходы в обучении.