Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Виды оценивания в CLIL

Виды оценивания в CLIL

Сайлыбаева Айгуль Сагынгановна, старший преподаватель  кафедры управления и качества образования
Карибаева Анар Мерсаликовна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения и  профессионального развития учителя

Самый главный вопрос: как оценить уровень предметно-языковой интеграции? Оценка работы в классе, а не оценка учебной программы. Оценка учебной программы направлена на полный курс CLIL, или на один из его аспектов с точки зрения его эффективности, например, через сбор данных о работе учащихся или их отношении. Эта разница очень важна, т.к. преследует разные цели. Оценка учебной программы сконцентрирована на достижениях учащихся и здесь уместно проводить раздельное языковое оценивание. В широком понимании оценивание подразделяется на два больших вида: суммативную и формативное. Суммативное оценивание связано с возможностью обучаемого в этот период обучения и является информативным для школьной администрации или родителей обучаемых. Он ассоциируется с формальным тестированием в конце юнита, финальным результатом. Существует большое разнообразие итоговых тестовых процедур, с разнообразными критериями, как для оценивания уровня языка, так и для оценивания контента. Юниты CLIL должны отражать такую систему оценивания, если CLIL хочет сохранить доверие как одно из основных направлений образовательных программ. Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель. Формативное оценивание более комплексное, его основная цель – диагностическая с непосредственным влиянием на следующие шаги, предпринимаемые обучаемым. Он также является формативным и для учителя, т.к. он/она может изменить планирование и практику в  середине юнита (или даже урока) и даже после завершения работы. Формативное оценивание используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.

 

1.2 Принципы оценивания обучения по CLIL

В документе под названием “Assessment for Learning” (AfL), разработанном в 2002 году британской группой ученых, сформулированы десять принципов оценивания обучения. Среди основных:

•          Обмен интенциями в обучении или знание и понимание обучаемыми целей обучения;
•          Использование критериев успеха или знание и понимание
•          обучаемыми критериев оценивания;
•          Вовлечение обучаемых в самооценку и взаимооценку (self- and peerassessment);
•          Важность эффективной обратной связи, влияющей на самооценку учащихся и их мотивацию.

Сильной стороной формативного оценивания является то, что оно совершенствует обучение учащихся до того уровня, когда улучшается их суммативное оценивание. Каковы основные составляющие оценивания в CLIL? Для начала необходимо ответить на три главных вопроса. Что мы оцениваем: контент, язык или и то и другое? Что важнее? Как это сделать? Язык или контент? Контент всегда должен доминировать в CLIL с точки зрения целей обучения, даже если мы хотим изучать язык наряду с контентом.

Контент. Важно определить необходимый для оценивания аспект контента.
•          Фактуальная информация (детали)
•          Общее понимание (основные моменты)
•          Способность умело обращаться с контентом, используя навыки
•          мышления высокого порядка, такие как интерпретация, анализ,
•          синтез, применение.

Когнитивные способности.

Способность исследовать тему самостоятельно и расширить знания по предмету

Как оценивать? При составлении средств оценивания, необходимо определиться, как вы будете оценивать учащихся: индивидуально и по  группам. При этом выбирайте самые прямые методы оценки с наименьшим присутствием языка. Например, задания типа заполнить таблицу, нарисовать диаграмму или картинку, правдивые или ложные представленные утверждения, исправить неверные факты, сделать простую презентацию, связанную с визуальными материалами, ответить на вопросы по контенту с да\нет вопросами и др. Также существуют постоянные возможности оценивания учащихся, наряду с альтернативными видами оценивания. Необязательно создавать особый «тест», если сами задания требуют мониторинга и обеспечивают конкретные доказательства обучения. Нормальным является процесс постоянного поурочного оценивания (an ongoing approach to assessment) (Short, 1993). Если структура урока трехчленная (начало, выполнение основных заданий, подведение итогов), то происходит как мониторинг понимания, так и переобучение материала (либо контента либо языка), для тех, кому это необходимо. Если цель оценивания действительно формативная, то учитель хочет контролировать понимание на всех уровнях – не только контролировать индивидуальных учащихся, но и информировать о своих действиях и будущих планах. В соответствии с принципами оценивания, не только индивидуумы могут быть оценены. Совместная работа в группах, ведение переговоров, редактирование требуют более сложного использования языка. Исследование, проведенное членами группы, также способствует совершенствованию языка и контента. Кроме того, такие формы работы как командная работа, проектная работа, самооценка затрагивают разные области оценивания.

Кто должен оценивать?

 Безусловно, учителя хотят оставить себе основную роль в оценивании, но есть еще и самооценка и взаимооценка. Кроме того, существуют другие факторы, влияющие на оценку:

Четкие критерии оценивания позволят учащимся прибегнуть к взаимооценке и самооценке при выполнении некоторых заданий; Оценка может быть совместной в пределах всего класса, если учитель покажет анонимные работы и пригласит к конструктивным поправкам.

Презентации могут быть оценены разными способами:
•          общение на основе компонентов контента
•          использование медиа ресурсов
•          эффектов для поддержания понимания и вклада каждого члена группы.

Самооценка (self-assessment) и взаимооценка (peer-assessment) могут быть использованы в качестве платформы для выявления комментариев о процессе обучения. При хорошей поставке этих видов оценивания, это приведет к пониманию процесса когниции, наиболее трудному из 5С (Content, Communication, Cognition, Culture, Competence).  Культурное содержание должно добавить интерес к изучению и должно оцениваться через взаимооценку подобно тому, как это происходит для детей младшего школьного возраста (Three stars and a wish) или соответствующий возрасту механизм оценки (эксперт должен похвалить за три аспекта и предложить один для дальнейшего развития). Взаимооценка ведет к лучшей самооценке. Если обучаемый успешно формулирует идеи по поводу какого-то фрагмента работы, приводит доказательства и аргументы другому обучаемому, он/она смогут лучше посмотреть на свою работу более объективно. Таким образом, не умаляя роли учителя, основного эксперта в процессе обучения, не стоит забывать и о совместном оценивании и привлечении обучаемых к этому процессу.

Оценка контента в первом языке.

Существуют разные ситуации, при которых не желательно использовать первый язык при оценивании уроков CLIL. Тому есть несколько причин. К ним можно отнести широкое разнообразие первых языков в школе, вокабуляр или тема, используемые на уроках CLIL,  могут не совпадать с родным языком обучаемых и быть незнакомым учителю - предметнику на родном языке. Основная цель уроков CLIL – это развитие способности у учащихся справляться на дополнительном языке.

Оценка языка.

 Как оценивать язык на ежедневной основе?

Необходимо определиться с аспектом языковой компетенции, подлежащей оценке. Это может быть способность к:
•          повторить изученный вокабуляр;
•          действовать функционально с использованием подходящих языковых структур и форм для обсуждения и несогласия, задавать эффективные вопросы, составлять отчет с использованием подходящих языковых структур;
•          слушать или читать для понимания смысла;
•          представить информацию и вести эффективно дискуссию;
•          демонстрировать умения рассуждать/приводить доводы на языке CLIL;
•          показывать осведомленность по поводу грамматических особенностей языка.

Учителя должны точно понимать, почему они оценивают язык в противоположность контенту и как они собираются это делать. Если мы говорим о формативном оценивании языка, то мы имеем ввиду постоянную коррекцию в классе также как и оценку письменного языка в рабочих тетрадях, или устную речь при презентациях. Можно утверждать, что такая коррекция языка и оценка должна использоваться конкретно для улучшения в коммуникации контента. Если студент понимает, что это часть «реальной коррекции», т.е. изменение в использовании языка поможет в выяснении контента, то тогда есть все основания для языковой оценки. Если это коррекция языка, т.е. грамматическая или другая точность, это неизбежно приведет к остановке/затору в коммуникации, основанной на контенте и расстроить учащихся. Это вовсе не означает, что мы должны игнорировать ошибки учащихся и никогда не оценивать язык. Мы должны создать особые возможности для коррекции без принижения значения контента в обучении. Так называемая ”language clinic”, языковая клиника, одна из удачных форм коррекции: учитель время от времени собирает наиболее типичные ошибки, разбирает их, и объясняет, что это необходимо для дальнейшей работы по коммуникации на основе контента (communication content).

Типы заданий для оценивания (по Д. Брауну и Т. Хадсону):
a) выбор ответа: true-false, matching, multiple-choice;
b)конструирование ответа (fill-in, short-answer, performance);
c) персональный опрос (conference, portfolio, self-assessment, peerassessment).

Список инструментов оценивания по Д.Шорт:
a)skill checklists;
b)reading/writing inventories;
c) anecdotal records;
d)teacher observations;
e)student self-evaluation;
f) portfolios;
g)performance-based tasks;
h)essay writing;
i) oral reports;
j) interviews.

Что касается непрерывного языкового оценивания, то Европейский Языковой портфель (ЕЯП) предлагает широкий выбор материалов, разработанных в разных странах и полезных не только для учителей CLIL.

1.3 Самооценка и взаимооценка

Существует много причин для использования само- и взаимооценки в CLIL. С точки зрения долгосрочной перспективы, мы можем утверждать, что те учащиеся, которые понимают, что они учат и как достичь высококачественного понимания, будут показывать больший прогресс. Взаимооценка вовлекает учащихся в диалог и показывает их понимание топика. При взаимооценке происходят переговоры между учащимися, и это ведет к лучшему пониманию материала. Хорошей самооценке способствует предварительная взаимооценка.

 Self-assessment and self-evaluation

Принципы оценивания:

Четкие цели обучения необходимо определить до того, как вы выбрали фокус оценивания. Цели и результаты обучения должны охватывать разные области обучения в классе (такой как подход 5C), в первую очередь контент/умения, затем язык. Не забывайте интегративный характер контента и языка на уроках CLIL. Поэтому, на таких уроках не все подвергается оценке.

•          Нам необходимо использовать сочетание формальной и неформальной оценки.
•          Учащиеся должны быть ознакомлены с системой оценивания и критериями успешной работы (assessment criteria).
•          Знания контента должны быть оценены с использованием языка, подходящего для этих целей.
•          Оценка языка происходит с реальной целью в реальном контексте, могут подвергаться оценке грамматическая грамотность (form/accuracy), коммуникативная компетентность, беглость речи.
•          При оценке устной речи, необходимо помнить о “wait time ” времени ожидания, т.к. в CLIL мы спрашиваем у учащихся контент, просим их подумать, а процесс размышления требует определенного времени.
•          Поддержка учителя важна в обучении. Сначала мы должны оценить, что обучаемые делать с помощью поддержки, а затем без нее.
•          Студенты должны быть ответственны за свое обучение и оценивание, как в виде само-, так и взаимооценке.

Литература
1 Mehisto, P., Marsh D., Frigols, M.J. (2008) Uncovering CLIL. Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Books for Teachers. Macmillan Education
2 Coyle D.  Content and Language Integrated Learning Motivating Learners and Teachers[Электронный ресурс].-  Режим доступа: http://blocs.xtec.cat/clilpractiques1/files/2008/11/slrcoyle.pdf
3 Батрова Н.И. Моделирование процесса обучения информационно-коммуникационным технологиям учащихся старших классов на билингвальной основе: дисc.... канд. пед. наук  Н.И.Батрова. - Йошкар-Ола, 2014.- 176 с.
4 Dale L. CLIL Activities / L.Dale, R.Tanner. – Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 294 p. 13.   
5 Marsh D. Bilingual Education & Content and Language Integrated Learning / D.Marsh. – Paris, 1994.