Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Элементы внедрения подхода CLIL в преподавание физики в средней школе

Элементы внедрения подхода CLIL в преподавание физики в средней школе

Бутова И.В., учитель физики первой категории,  ОСШЛМФИ г.Усть-Каменогорска
Базаканова Р.С., тренер филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

        Цель: ознакомить с технологией CLIL и показать примеры внедрения этой технологии на уроках естественно-научного цикла.
      В условиях современного общества появляются новые приоритетные подходы в преподавании и обучении школьников. Все больше необходима социализация современного человека в межнациональном и межкультурном пространстве. Язык является инструментом для общения и взаимодействия людей. Многие страны уже внедряют предметно-языковое интегрированное обучение, включающее в себя такие техники как CLIL, в средние школы. 

 

       Наиболее распространённым является следующее определение: CLIL -дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие обще-учебных знаний и умений. CLIL (Content and Language Integrated Learning) - дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие обще-учебных знаний и умений. При проектировании курса обучения на основе данной методики необходимо учитывать 4 «С» методики CLIL:сontent (содержание), сommunication (общение), сognition (мыслительные способности), сulture (культурологические знания)[1].

Преимуществом данной технологии является повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка. Обучающиеся имеют возможность не только оперировать языком как инструментом для общения, но так же у них формируется социокультурная компетентность.
       Более подробно рассмотрим некоторые методы проведения уроков и активити, которые могут быть использованы на уроках естественно-научного цикла в нашей стране.

Одной из основных задач CLIL на уроках является использование второго языка (английского) для коммуникации учащихся между собой и междц учителем и учениками, а так же понимание содержания учебной дисциплины и новых терминов (словарного запаса) на втором языке. В начале урока учащиеся должны ознакомится с новыми специфическими научными терминами, которые определяют тему урока и будут использоваться ими на протяжении этого и последующих занятий. Достаточно 6 новых слов для наиболее продуктивного запоминания информации. Эти термины должны быть ключевыми словами урока. Например, на уроке физики по теме Density (плотность) ученикам могут быть предложены следующие слова: Width, Height, Length, Volume, Density, Cylinder.  Можно предложить следующее упражнение (активити): из представленных слов выпишите в три столбика слова, которые вам знакомы. Их вы слышали, но не знаете определения и те слова, которые вы видите в первый раз. Затем ученикам нужно дать время чтобы они подумали сначала самостоятельно, затем обсудили эти слова в парах и потом вместе с учителем всем классом.

Which words I already know

These words I saw, but don't know their

I don’t know this words

 

 

 

       Так же в начале урока будет уместным следующее упражнение, если уровень владения английским языком это позволяет. What do I know already? Ученикам предлагается несколько терминов и таблица. Они должны отметить галочкой то, что считают подходящим, например: я никогда раньше не слышал этого слова; я слышал это слово, но не уверен что оно обозначает; у меня есть вариант того, как я понимаю это слово (вписать свой вариант); я точно знаю что обозначает это слово и могу описать его значение (рисунок 1).

 

Рисунок  1

       После того как ученики отметили то, что посчитали нужным, учитель выявляет пробелы в знаниях, проверяет уровень понимания данных терминов и ставит цель, что в конце урока каждый ученик будет знать определение этих терминов.

На следующем этапе на уроке химии можно использовать следующее активити на понимание. Прочитать информацию на слайде, сопоставить термины с их определениями, а затем найти подходящую картинку к этим терминам. Это активити развивает визуальное восприятие учащихся (рисунок 2).

Рисунок 2

        Следующее активити можно использовать только в том случае, когда учащиеся имеют достаточный словарный запас и могут перевести текст и понять смысл. Заключается оно в том, что из предложенных в таблице колонок нужно составить предложения и выписать их в тетрадь. Это активити развивает не только мыслительную деятельность и грамматические навыки владения языком, но и навык правописания. Затем учеников можно разделить на пары (группы) и обсудить предложения и выбрать корректную картинку ко своему предложению(рисунок 3).

 

Рисунок 3

       Так же на уроке мною использовался такой метод ассоциаций картинки по теме урока и нового термина или определения. Ниже приведен пример (рисунок 4):

 

Рисунок 4

        Метод работы зависит от учителя. Это может быть индивидуальная работа каждого ученика, затем переходящая в парную и групповую работу учащихся или же обсуждение всем классом. Это активити позволяет лучше запомнить материал, а так же может быть использовано для проверки полученных знаний на последующих занятиях.

       На самом деле методов и подходов для внедрения CLIL в учебный процесс очень много. Каждый учитель самостоятельно выирает те методы, которые считает наиболее подходящими на своих уроках. Главный принцип заключается в том, чтобы использование этих методов было систематичным, что позволит учащимся понять принцип работы на уроке, и выполнять цели и задачи, которые ставит перед нами CLIL. Развитие 4C: 1) Content; 2) Communication; 3) Cognition; 4) Culture. Предложенные здесь активити будут уместны для достижения поставленных задач.

Список используемой литературы:

1. Coyle D.  Content and Language Integrated Learning Motivating Learners and Teachers [Электронный ресурс].-  Режим доступа: http://blocs.xtec.cat/clilpractiques1/files/2008/11/slrcoyle.pdf

2. АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу»: Образовательная программа курсов повышения квалификации для педагоггических кадров «Формирование предметной и коммуникативно-языковой компетентности учителей в условиях обучения на трех языках»