Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Использование инновационных технологий как источник повышения мотивации участников образовательного процесса

Использование инновационных технологий как источник повышения мотивации участников образовательного процесса

Щелокова О., КГУ «Средняя школа № 23 имени М. Шаяхметова», г. Усть-Каменогорск

         В настоящее время мотивация учебной деятельности может быть названа главным вопросом, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию смыслообразования и побуждения. Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит вся дальнейшая жизнь человека.
        В образовательном процессе школы мотивация играет существенную роль, определяя условия его протекания. Иначе говоря, будет ли учеба приносить школьнику положительные эмоции или будет осуществлять только на основе волевых усилий преодоления нежелания посещать школу.

 

         На формирование мотивации должна быть направлена деятельность школы. Мотивация является важнейшим фактором деятельности, в том числе и учебной. В рамках классно-урочной системы достаточно сложно построить урок и всю систему обучения так, чтобы они удовлетворяли мотивационным ожиданиям всех учеников класса.  Между тем, возможно ориентировать группу учащихся (класс) на выполнение той или иной деятельности, т. е. мотивировать ее. Таким образом, побуждением к учебной деятельности могут служить различные мотивы. Учитель должен опираться на их многообразие и использовать, по возможности, их все в своей практической деятельности.

       Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
      - во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

      - во-вторых, организацией образовательного процесса;
       в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
       в-четвертых, субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу;
       в-пятых, спецификой учебного предмета.
Следовательно, для того, чтобы учебный процесс характеризовался высокой мотивацией, как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов, он должен отличаться следующими особенностями:
       - учитывать в максимально возможной степени познавательные интересы учащихся и поддерживать творческую деятельность учителей;
       - обладать высокой степенью практикоориентированности, т. е. учащиеся будут понимать полезность и значимость получаемой информации лично для себя и для своей повседневной деятельности;
       - осуществляться во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, родительским сообществом.
       Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее научить детей добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. К инновационным технологиям обучения относят:
       - интерактивные технологии обучения,
       - технологию проектного обучения,
       - компьютерные технологии.
       Это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности в сфере образования и воспитания.

       При традиционных методах обучения учитель чаще всего работает сразу со всем коллективом класса с преобладанием фронтальных видов деятельности, где сильный ученик всегда в выигрыше. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать.
       А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи, т.е. использовать методику работы в группах. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея этого метода проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
       Итак, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее. Так, в начальной школе, проводя экскурсии в природу, ведя наблюдения за явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, читая литературные произведения, учим учащихся наблюдать, исследовать, делать выводы. А результатом этого являются такие продукты работы как: сочинения, гербарии, коллекции и поделки из природных материалов. С 1 класса закладываем основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Так, урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская любознательность превращает ребенка в «исследователя».
       Прекрасные возможности для поисковой и исследовательской деятельности школьников дает метод проектов. Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Данная технология дает возможность:
       - не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
       - развивать умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
       - приобретать и совершенствовать коммуникативные навыки и умения, расширять человеческие контакты, знакомство с людьми и новыми объектами исследования.
       Проектная технология обучения может быть использована в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
       Говоря о современных средствах и методах обучения и воспитания, нельзя не сказать об ИКТ. Компьютеризация образовательного процесса открывает новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения, развития и воспитания школьников. С помощью компьютера проведение уроков, а также всевозможных классных и школьных мероприятий становится более эффективным, а огромный поток информации – легкодоступным. Компьютерные технологии стали насущной потребностью для учителей при организации современного урока. Урок с использованием ИКТ позволяет наглядно, красочно и более доступно донести информацию до обучающихся. А также экономит время учителя и ученика, позволяет детям работать в своем темпе, а учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.
       Современный урок с использованием инновационных педагогических технологий должен способствовать личностному росту ученика. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Все перечисленные выше инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества.
       Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Поэтому, для педагога очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно. Данной цели служат нестандартные формы уроков (урок – игра, урок – диалог, урок – инсценировка, урок- конференция, урок –путешествие, урок – соревнования и др.). Такая форма работы позволяет с одной стороны вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. На уроках необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе всего класса; стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Важно оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
       Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Поэтому, для формирования учебной мотивации возникает актуальность в разработке и применении игровых технологий на уроках. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
       Заинтересованность в получении новых знаний открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, которая способна вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы и принимать самостоятельно решения, неся ответственность за них.

Список литературы

1. Афанасьева, О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pedsovet.org

2. Куповцев, А.В. Деятельностный аспект процесса обучения /А.В.Кудрявцев // Педагогика. – 2000. – №6.

3. Ласкожевская, Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников / Е.В. Ласкожевская// Начальная школа. – 2007. – №7. – С. 68–70.