Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду

Вольнова  Н.Н., музыкальный руководитель КГКП «Детский сад-ясли «Сәби Әлемі», Шемонаихинский район

         Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому  образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада, т. к. от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Педагоги, в том числе и музыкальные руководители, решают задачи психофизического развития ребенка, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии в игровой форме.       

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Мы знаем, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. А ведь привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени – 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение у детей, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется. Формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Логоритмические упражнения.  Использование логоритмических упражнений стимулирует действие речевых зон головного мозга, совершенствует внимание и память, формирует ассоциативно-образное мышление у ребенка.

Самомассаж.  Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Например, использование игрового массажа  М. Картушиной  повышает защитные свойства верхних дыхательных путей, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Он полезен как здоровому, так и ослабленному детскому организму; так же способствует развитию положительных эмоций.

Пальчиковые игры – еще  один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

Артикуляционная гимнастика  не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.  На музыкальных занятиях можно включать несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая оказывает лечебное воздействие на весь организм ребенка, т. к. влияет на обменные процессы в кровоснабжении, улучшает дренажную функцию легких, носовое дыхание. Также корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагменное дыхание, его продолжительность и силу, правильное распределение выдоха.

Пение  влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения, дыхания. Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья, помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь.

Музыкотерапия – важная  составляющая  музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.  Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание

Использование на занятии  различных видов ходьбы необходимо для регуляции мышечного тонуса, благодаря чему дети лучше владеют своим телом, их движения становятся более точными и ловкими. Также неотъемлемой частью занятия считаются подвижные игры, хороводы, которые тренируют координацию движения и слова, память, внимание, мышление, быстроту реакции на смену движений.

Музицирование на детских музыкальных и шумовых  инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы.

В заключение хочется сказать, что забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества, а музыка – это одно из средств физического и психического развития детей.