Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Формирование критического мышления учащихся с помощью современных средств ИКТ-технологии

Формирование критического мышления учащихся с помощью современных средств ИКТ-технологии

Муканова Р. А., заведующая лабораторией ПП и ВИ кафедры ППС ПРУ ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области, магистр технических наук, академик МАИН

Калижанова М.Б., PR, SMM специалист лаборатории ПП и ВИ кафедры ППС ПРУ ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области

Жумабаев М.М., IT –специалист лаборатории ПП и ВИ кафедры ППС ПРУ ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области

На современном этапе развития общества цель образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в саморазвитии, самосовершенствовании. Здесь следует отметить, что учащиеся самостоятельно проявляют интерес в овладении знаниями, умениями и навыкакми, которые бы повысили их конкурентоспособность на рынке труда. Несомненно, в основе методов, используемых педагогами в учебно – воспитательном процессе, должны быть развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать собственные знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 

Cегодня, к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьезные требования. Он должен:

ü   уметь самостоятельно приобретать знания;

ü   применять их на практике для решения разнообразных проблем;

ü   работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

ü    самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

ü   быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющемся жизненных ситуациях.

  Задача нелегкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Для того чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Из обычного ретранслятора знаний он превращается в дирижера, режиссера, организатора. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии, например, критическое мышление, созданная американскими учеными в конце 20 века, реализуется в двадцати девяти странах мира, и более десяти лет в нашей стране.

Что же такое критическое мышление? Приведу цитату: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

Психолого – педагогические аспекты использования ИКТ в учебном процессе, их влияние на развитие умственной деятельности и раскрытие интеллектуального потенциала учащихся исследовались в работах многих ученых. Согласно основным положениям их работ информационные технологии, это:

-  инструмент формирования личностных качеств будущих специалистов, необходимых для жизни в условиях информатизации общества;

-  средства компьютерной техники выступают как мощные составляющие интеллектуальных возможностей человека и влияют не только позновательной, но и мотивационной, эмоциональной сферы личности;

-  компьютер и информационные технологии изменяют формы передачи информации, интенсифицируют деятельность учителя и учащихся, сопосбствуют эффективности инновационных педагогических технологий, а также поднимают на новый уровень традиционные формы процесса обучения;

-  информационные технологии должны рационально сочетаться с традиционными методическими системами обучения, органично вписываться в определенную педагогическую систему с ее целями, содержанием, методами обучения.

Преимуществами применения ИКТ при реализации технологии развития критического мышления можно считать:

-  повышение ответственности за качество собственного образования;

-  развитие навыков работы с текстами любого типа и с большим объемом информации; овладение умением интегрировать информацию;

-  формирование умения вырабатывать собственное мнение на основе осмымления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цели доказательств;

-  развитие аналитических и творческих способностей, умения эффективно работать в команде.

На современном этапе приоритетной является разработка и применение тех программных средств, которые воплощают идеи теории обучения, ориентированных на развитие личности учащихся. Особенно большие возможности для развития личности, формирования умений критического мышления заложены в средствах обучения нового поколения, к которым относят системы имитационного моделирования, деловые игры, виртуальные миры, экспертные системы, мультимедийные и электронные справочники, энциклопедии, интернет – платформы BilimLand и другие. Эти средства обучения реализуют возможности информационных технологий, цели использования которых, помимо традиционно – образовательных, определябтся задачами информатизации современного общества, а также необходимостью интенсификации процессов интеллектуального развития обучающихся. Общей тенденцией эволюции программных средств является переход от текстовых систем к графическим и мультимедийным. Включение в процесс обучения программ с элементами трехмерной графики, музыки, видео, анимации значительно повышает вниание и интерес к учебному материалу. Педагогические цели ипользования технологии мультимедиа определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышением мотивации обучения за счет приенения современных средств обработки аудиовизуальных данных, повышения уровня эмоционального восприятия информации, формированием умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся.

Американский профессор Д.Х.Джонассен считает, что «использование компьютеров как инструментов познания путем применения приложений как формализмов предъявления знаний способствует более быстрому и полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся обучающих компьютерных программ». Поэтому, по его мнению, к числу учебных средств, которые способствуют развитию критического мышления, можно отнести средства мультимедиа, экспертные системы, базы данных, табличные процессоры.

Для того, чтобы рационально и эффективно организовать учебно – познавательную деятельность учащихся, направленную на формирование критического мышления и основанную на использовании ИКТ – технологий, проанализируем особенности этих технологий с целью выявления их возможностей для формирования информационных, рефлексивных и исследовательских умений на занятиях.

Во – первых, одной из особенностей информационных технологий является то, что большинство современных информационных технологий позволяют реализовать конструктивистские модели обучения, в которых учащиеся активно действуют самостоятельно, конструируют свои знания, а не воспринимают таким, каким его видит учитель. Главными видами деятельности при использовании конструктивистских сред являются экспереминтирования с целью проверки своих гипотез, прогнозирование результатов, разработка алгоритмов, исследование закономерностей, содержательная интерпретация полученных данных ит.д., а именно в таких действиях проявляются умения критического мышления. Они являются эффективнм инструментом для моделирования реальных ситуаций, процессов и явлений, предоставляют возможность строить аналитические, графические, объектные модели, вносить в них изменения и дополнения, нализировать варианты моделей с разными наборами параметров, сравнивать, проверять предлагаемые решения, выбирать лучшие.

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают применение на уроках средств визуализации       

Технология развития критического мышления с применением ИКТ помогает повысить учащимся компетентность, увидеть всю многоаспектность проблемы, принимать к осмыслению все возможные решения. Учит самостоятельно учиться используя различные информационные источники, интернет – ресурсы.

Список литературы:                 

  1. Руководство для учителя. Обучение критическому мышлению стр.165.
  2. Задорожная Н.П., Низовская И.А. От педагогического опыта к педагогической рефлексии. Общ.ред. Т.А.Матохиной – Б. Maxprint, 2011.