Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Исследовательский подход в обучении

Исследовательский подход в обучении

Тимошенко Н.А., учитель физики КГУ «Общеобразовательная средняя школа имени И.М.Астафьева

Оразбаева А.К., ст.преподаватель кафедры ИО и ИТ филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

«Учение есть совместное исследование,

проводимое учителем и учеником».

С.Л.Рубинштейн

Динамичный современный мир меняет вокруг нас действительность так быстротечно, что не успеваешь удивляться новым открытиям. Начинаешь понимать, что человечество настолько гениально, творчески активно. Все современные изменения требуют развитие новых технологий обучения, которые связаны с развитием личности, способной к самореализации в огромном потоке информации и социальных перемен. Перед современным учителем физики стоит задача готовить учащихся, способных к освоению, осмыслению, к познанию всего нового, что предлагает научная мысль.

Предмет физики всегда был наукой экспериментальной. В настоящее время исследование и проектная деятельность выходит на более приоритетное место. В основе исследовательского подхода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, конструировать свои знания, видеть, формулировать и решать проблему, приходить к умозаключению.

Данный подход позволяет решать ряд проблем в обучении, связанных с низкой мотивацией учащихся к обучению, низкой познавательной активностью, низким уровнем коммуникативных и творческих способностей. А так же не умением учащихся интегрировать знания по предметам естественнонаучного цикла. Знания по физике не значимы для большинства ребят.

Основной задачей современного учителя является принять ученика таким какой он есть, понимать его отношение ко всему новому и поддерживать и развивать в нем любые проявления к познанию. Поставив учащегося на место исследователя, мы позволяем ему прикоснуться к основам научного познания мира. Учебные исследования учащихся, конечно, отличаются от научных экспериментов по многим параметрам. Это и оборудование лаборатории, а как следствие и степень точности измерений, сложности экспериментов. Но тем не менее необходимо, чтобы учащиеся проходили все стадии исследования: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировке гипотезы, определение методики эксперимента, проведения опытов, фиксация, обработка и интерпретация результатов.

В своей деятельности я стараюсь использовать исследовательский подход на различных этапах урока: при объяснении материала, при решении задач, при проведении демонстрационного эксперимента, лабораторных работ. Во внеурочной деятельности это выполнение вместе с учащимися научных проектов, кружковая работа, работа в летнем интеллектуальном лагере, проведение внеклассных мероприятий в рамках предметной недели. На уроках в 7 классе «Сила трения», «Давление», «Сообщающиеся сосуды», «Гидравлический пресс» стараюсь построить урок так, чтобы учащиеся сами делали маленькие открытия. Пока ребята выполняют работу по плану, который предлагаю сама на маршрутных листах. Но для вывода использую наводящие вопросы, которые подводят учащихся к правильному выводу.

В 8-9 классах даю возможность самим догадаться и сформулировать вывод, но если ребята испытывают затруднения, то на помощь приходят опорные конспекты или дополнительная информация.

Более успешные ребята принимают участие в написании научных проектов. Яркими работами стали темы «Вихревое движение», «Вихревые кольца», «Охранное устройство», «В мире мыльных пузырей». Очень интересно проходят занятия в летнем интеллектуальном лагере. Здесь мы приглашаем ребят 5-6 классов. Привлекая, таким образом ребят к мини-исследованию, мы развиваем интерес к предмету в будущем.

Таким образом, исследовательская деятельность формирует у учащихся целостную систему знаний и умений, опыта самостоятельной деятельности и ответственности, которую требует современность.