Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях и проектах

Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях и проектах

Самойлова Наталья Андреевна, воспитатель КГКП «Детский сад № 96» акимата г.Усть-Каменогорска

В этой статье хотим поделиться опытом о приёмах Триза, которые интересно использовать в проекте: «Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей подготовительной группы с мылом": синквейн, кубик, сенсорный ящик, презентации к теме «Мыло», опытно-экспериментальная работа, приём «принцип трёх вопросов», нетрадиционное рисование мыльными пузырями, сказка, волшебство.

 

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов прошлого века американские педагоги Джинни Стил, Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Скот Уолтер. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задачи критического мышления: пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готов

Технология критического мышления состоит из трёх этапов

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

Приёмы развития критического мышления: Верные и неверные утверждения, кластер, дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы

чтение с остановками, синквейн, кубик, перемешанные события, заучивание по схеме,

загадка, цитата, корзина идей и многое другое

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками), моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое - жидкое - газообразное). Данный метод направлен на то что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по- разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы. Дети часто задавали вопросы «Что это такое?», «Какое оно?», «Откуда оно?». Поэтому дети учатся представлять разнообразные предметы и явления, сравнивать и описывать их качества. Что послужило применение приёма «Противоречий», игра «Хорошо – плохо» - дети определяют положительные и отрицательные качества какого – либо предмета или явления, что формировало у них стойкие ассоциации. По мере нахождения противоречий дети стремятся к достижению результатов в деятельности, используя многочисленные материалы для творчества. Основной задачей  ставят не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через игровую, тренинги, коллективные рассуждения и обсуждения. Самое главное вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности. Организовать свою работу так, чтобы она естественно вписывалась в естественную жизнь детей. В игровой деятельности помогают приёмы нетрадиционных техник рисования-рисование мыльными пузырями, аппликации, изучении техники оригами, обыгрывание жизненных ситуаций. Здесь нам помогла художественная литература. Так как чтение художественных произведений расширяет кругозор дошкольника, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, наполняет жизнь ребёнка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Проводя проект «Моделирование маленькими человечками», объектом обследования выбрали –мыло.

Цель проекта: Познакомить с методом маленьких человечков: на кубиках, на гранях которого изображены фигурки “маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними. Помочь совершать ребенку первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне и составлять модели– обобщить представления детей о свойствах твердых веществ, жидких и газообразных– развивать воображение, умение инсценировать;– развивать познавательный интерес, умение анализировать причины;-Познакомить детей с возникновением мыла. -Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия. Формировать умения рисовать мылом на цветной бумаге. Развивать воображение.

 Задачи: Помочь детям понять значимость мыла для человека. Расширять знания детей в окружающем мире. Создать эмоционально-положительный настрой детей для изготовления мыла ручной работы дома с родителями. Закрепить знания детей о видах мыла (туалетное, хозяйственное); Закрепить знания детей о свойствах мыла: различной консистенции мыла (твердое и жидкое); форме- круглое, прямоугольное, в виде различных фигурок и т.д.; Дать детям представления о том, что мыло имеет запах, палитра ароматов разнообразна.

Оборудование: Миска с водой, мыло, шампунь, разноцветная мыльная гуашь, трубочки для выдувания пузырей, листочки и карандаши, аудиозапись, кубики с МЧ, яблоки на каждого ребенка, брусок и дерева, камень, мыло.Мыло разной формы, с разным запахом. Жидкое мыло, вода, трубочки разного диаметра и длины, мерные стаканчики, жидкое мыло, гуашь, листы бумаги.Плоскостные изображения моделей " маленькие человечки", характеризующие такие вещества как, вода, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, карамель, дым. Стаканчики с водой, молоком и деревянный брусок, небольшой камень, кусочек пластмассы, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера, кубики с изображением человечков (все оборудование готовится на каждого ребенка); Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку шампуни, не пользуясь при этом карандашом или красками? бутылка лимонада (пластиковая); узнаете, когда отгадаете загадку. загадка-синквеин: Мыло.

1.Душистое скользкое.2. Мылится, пахнет, щипает.3. Моет руки от грязи. 4.Чистота.

Принцип трех вопросов (критическое мышление) Что мы знаем о мыле? Мыло скользкое, мыло попадает в глаза- щиплет.Мыло несъедобное. Мыло бывает разным по запаху, цвету и размеру, из мыла можно делать пузыри. Что мы хотим узнать? Как появляются мыльные пузыри? Мыло всегда твердое?Можно рисовать мылом? Из чего состоит мыло?

Задание – эксперимент: " Где, какие маленькие человечки живут?" Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, мыло. В результате опыта дети выясняют, что одни не проткнуть, а другие проткнуть можно легко. Значит, во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества – твердые, т.к. они не растекаются как вода, молоко или шампунь. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду, шампунь, молоко. Значит, здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы нашим зрением мы не увидели не воду, не молоко, не шампунь! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими. - Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым, воздух или газ? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки! Волшебник Мыльных пузырей: Да я очень доволен и предлагаю поиграть в подвижную игру " Игры маленьких человечков" Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Волшебник говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и танцуют. -А теперь мы покажем нашему гостю Волшебнику, как мы поняли, что такое человечки, поиграем в игру «Флакон шампуня» - Флакон сделан из чего? (из пластмассы) - Пластмасса –это твердое вещество? - Поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят флакон. А шампунь - какое вещество? Другие дети будут изображать шампунь - встанут рядом друг с другом, касаясь локтями.  А что еще есть в шампуне, это особенно видно, когда мы трясем ее? (пузырьки) -Группа детей будет изображать газ внутри мыльных-пузырей. 1круг-флакон твердое вещество. Дети встают в круг, берутся за руки изображают флакон-твердое вещество. 2круг-шампунь жидкое вещество. Дети встают во второй круг, касаясь локтями, изображают шампунь-жидкое вещество. 3круг-пузыри газ в пузырях Дети встают в третий круг, не касаясь друг друга, изображают газ-воздух в мыльных. Вам Волшебник привез волшебные кубики и он покажет вам их и расскажет о их работе. А теперь разделитесь на 3 подгруппы и на кубиках покажите модели твердого вещества-флакона (1стол). Жидкого вещества-шампунь (2 стол). Газа–мыльные пузыри (3 стол) Волшебник: Моим мылом можно не только стирать и мыть руки, а еще и рисовать. Рисование мылом на цветной бумаге. Я хочу вас научить, летая по всему свету, мыльные пузыри превращались в чудеса, даря людям радость, хорошее настроение: когда они летели по небу, то превращались в птичек, в воздушные шарики, в облака. Подлетая к лесу, они превращались в животных, опускаясь в воду – в рыбок и морских обитателей, оказавшись на полянке – в прекрасные цветы, бабочек, насекомых». Вы очень способные юные волшебники. Я предлагаю вам совершенствовать своё мастерство. -А что есть у каждой волшебницы. Нам понадобится 3 стаканчика с мыльной цветной водой, альбомный лист, фломастеры, палочка для размешивания краски, волшебная палочка –трубочка. Начинаем колдовать, в чудеса все превращать! Чтобы чудо совершилось. Чтобы клякса оживилась.Дорисовать детали изображения. Детьми используется материал по желанию. Одновременно задаются наводящие вопросы: На что это похоже? Что или кто бывает розовым, желтым и т. д.? Как ты думаешь, что это может быть?Вот и получилось у нас настоящее волшебство, настоящее чудо – Сказка мыльных пузырей! - Ребята, давайте оформим выставку наших работ и назовем ее «Сказка мыльных пузырей». Молодцы, вы такие замечательные волшебники, такие чудесные рисунки у вас получились. Что было для вас самым интересным? Трудным? Легким? Во что превратились ваши мыльные пузыри?  Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.

(Критическое мышление) Узнали: Мыло состоят из разных человечков. Мыло бывает не только твердое жидкое и газообразное.Мыльными пузырями можно рисовать. Мыльные пузыри получают с помощью воды и мыла.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Дети, в работе с которыми регулярно используют такие методики, становятся более активными, любознательными, чаще спорят, выдвигают более развернутую и сложную аргументацию, их фантазия становится богаче и интереснее. Такие дети начинают исследовать все вокруг, именно поэтому ТРИЗ в принципе способствует формированию научной картины мира. Занятия ТРИЗ сослужат добрую службу и обязательно пригодятся в дальнейшем при решении жизненных задач.