Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Использование песочной игротерапии в работе учителя – логопеда и воспитателя едином речевом режиме

Использование песочной игротерапии в работе учителя – логопеда и воспитателя едином речевом режиме

Ковалева Н., учитель – логопед
Свахина С., воспитатель КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушениями речи» акимата г.Усть-Каменогорска

         Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, согласованной работы логопеда, воспитателя, психолога, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию, врача, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин биологического, психологического, и социального характера. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитания личности ребенка и оздоровления его организма в целом.

         Целью сотрудничества учителя –логопеда и воспитателя при проведении игр –занятий с песком является реализация коррекционной модели , стимулирующей речевое, познавательное, личностное развитие ребенка в едином речевом режиме. 

        Игра с песком на занятиях логопеда способствует: практическому усвоению лексических и грамматических средств языка; подготовке к обучению грамоте, овладению грамотой; развитию навыков связной речи (развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания, формирование внутреннего плана развёрнутого связного высказывания, программирование целого текстового сообщения и отдельно взятого предложения, которые относятся к числу наиболее сложных проблем).
        В организованной учебной деятельности воспитателя пескотерапия выступает в качестве средства, позволяющего обогатить активный словарь воспитанника, развить сенсомоторные навыки ребенка, расширить знания об окружающем мире, совершенствовать навыки предметного и ландшафтного конструирования.
        Наблюдения показывают, что в ходе совместной деятельности учителя – логопеда и воспитателя с применением пескотерапии , успешно решаются задачи формирования следующих компетентностей: закрепления и развития навыков речевого общения, усвоения норм построения связного высказывания (последовательность в передаче событий, логическая связь между фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения),формирования внутреннего плана речи в двух направлениях:
        - развитие внутреннего плана отдельных высказываний (глубинно-семантического структурирования предложения);
        - формирование внутреннего плана целого текстового сообщения.
         Работу по пескотерапии мы проводим, как в утренние и вечерние часы (индивидуально, с подгруппами детей), так и в организованной учебной деятельности по тридцати трем темам.
        Для занятий мы используем:
        - пескограф, разноцветный песок;
        - несколько пластиковых круглых и прямоугольных разносов разного цвета (50 х 70 х 5 см - такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия);
        - формочки для работы с песком;
         - наборы тематических игрушек;
         - бросовый, природный материал;
         - дидактические игры (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, магнитную азбуку), строительный материал, трафареты;
        - лейки, распылители, груши, пипетки.
        - оборудование для опытов с песком, фильтры, сито, воронки.
        Приёмы работы с песком.
        В процессе работы дети, экспериментируя, узнают свойства песка, которые используют в своем творчестве. С сухим песком учим детей рисовать пальцем узоры, предметы, сюжеты, сыпать из «щепотки», сыпать равномерной струйкой из кулачка, капать из пипетки воду на песок, собирая песок в шар, выжимать воду равномерной струйкой из «груши»; с мокрым песком – лепить песочные фигурки, работать с трафаретами и формочками, мелкими игрушками, буквами и цифрами и т.д.; с цветным песком учим работать на липкой поверхности, равномерно распределять песок, сочетать цвета, смешивать получать новые цвета и оттенки, узнавать по контуру.
        Для реализации технологии «Игра с песком» составлена картотека игр-экспериментов с песком и водой, которая распределена по блокам: игры, упражнения, задания.
        Игра в «песочнице» дала нам возможность экспериментировать, задуматься о причинах того или иного явления, искать ответы на вопросы, делать «открытия»:
        - вода смачивает и очищает от песка предметы;
        - капля – шар;

- песчаный конус;
        -с войства насеянного песка;
        - своды и тоннели;
        - почему тонет песок?
        - всем поровну;
        - свойство мокрого песка;
        - какую форму принимает песок?
        - что такое звук?
        - молчит ли песок?
        - почему падают «падающие башни»;

- свойство мокрого песка;
        - «расскажи, какого цвета…»;
        - песок – очиститель;
         - «мы рисуем чем угодно, чтобы говорить свободно».
        Опыт работы показывает, что наиболее эффективны следующие задания:
        - «Чувствительные ладошки»;
        - проскользить по поверхности песка, как змейка, как машина…;

- пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик;
        - оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней;
        - создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово;
        - «пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно по песку;

- просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка;
        - разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы;
        - провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам;
        - посчитать камешки и решить на песке математическую задачку;

- выложить фишками геометрическую фигуру;
        - просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.;
        - «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера;

- найти в песке игрушки животных, предметы, определенные буквы, изготовленные из пластмассы и закопанные среди прочих в песке (вариант игры «Волшебный мешочек»);
        - вылепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
        - превратить буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», и т.д.;
        - закопать и откопать буквы, цифры, геометрические фигуры ( так проще их запоминать);
        - найти спрятанные в песке буквы и составить из них слоги, слово;
        - провести песочную аппликацию (клеем нанести на картон рисунок и посыпать песком; стряхнуть лишний песок, и у ребенка получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить).
        Основа заданий разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, дидактическая игра, дидактические упражнения. Каждое задание имеет речевую, познавательную, оздоровительную направленность.
        Интересны и любимы детьми игры:
        - Игра «Деление на слоги»
        - Игра «Мой город». Логопед дает задание: выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
        -Игра «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни, от обуви или колёс игрушечной машинки. Малыш должен отгадать где чей отпечаток - след?
        -«Археология». Игрушка закопана в песок (ребёнок не знает, какая). В ходе раскопок, по открывающимся частям, ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопаны 2 – 3 предмета. Малыш раскопает один из них и наощупь попробует определить, что это.
        -«Дорожки из песка». Ребёнок, набирает в горсть сухой песок и медленно высыпает его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
        - Игра «Назови звук». Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание предлагается другому ребёнку и т.д.
        - Игра «Найди друга». Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.). По песочку дети « идут» в гости друг к другу.
        - Упражнение «Песочный дождик» Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем ребенок закрывает глазки, кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
        Приведённый перечень заданий и игр служит ориентировочной основой действий воспитателя и логопеда при организации игр в песок, личностно – ориентированного общения с детьми, в процессе которого наблюдается сочетание вариации микромонолога и микродиалога.
        Работа с песком позволила выработать у воспитанников умения: воспринимать и наблюдать явления окружающего мира, моделировать основные характерные признаки объекта с помощью воспитателя, осуществлять анализ полученных результатов в практической деятельности, анализировать объект, сравнивать в ходе выполнения заданий практического характера, применять усвоенные знания в совместной и самостоятельной деятельности (изобразительной, игровой, трудовой, речевой), воспринимать и анализировать речевое высказывание ребенка (взрослого) и создавать на этой основе образ предмета или явления (отыскивать, находить этот объект среди других, создавать его на моделях, в других видах деятельности - изобразительной).
        Успешность работы по реализации песочной игротерапии зависит от согласованности в действиях учителя – логопеда и воспитателя и от ощущения радости, полученной ребенком в процессе действий.
        Список литературы:
        1. Воробьёва Н.К. Методика связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М. 2005.
        2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004
        Сакович Н.А Технология игры в песок Игры на мосту. -  СПб.: Речь, 2006
        3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2004