Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы

СЕВЕРИНОВА Е.А., кандидат педагогических наук,  учитель-логопед  КГУ «СМШ№37», г. Усть-Каменогорск

       В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.
       Существующая система специальных учебно-вос­питательных учреждений для детей с ограниченными возможностями претерпевает ныне серьез­ные изменения и во многом стоит на пороге своего со­кращения.
       В этой связи повышается роль инклюзивного обра­зования, способствующего расшире­нию доступности образования для детей с ограниченными возможностями. Тем самым, для данной категории детей будут создаваться более благоприятные ус­ловия для их социальной адаптации.
       С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.

       Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными воз­можностями, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации ин­дивидуального подхода педагогов к учащимся в про­цессе их обучения, воспитания, развития, не позволя­ющие в полной мере реализовать принцип дифферен­цированного, по-настоящему индивидуального подхо­да к каждому учащемуся.
       Для преодоления этих трудностей общеобразова­тельная школа уже сейчас должна:
       - обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными воз­можностями здоровья в системе общего образования;

       - обеспечить образовательный процесс професси­онально подготовленными педагогами общего образо­вания и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
       - создать «безбарьерную» образовательную и со­циальную среду инклюзивного образования, ориенти­рованного на принципы принятия и взаимопомощи;
       - создать комплексную модель деятельности спе­циалистов различного профиля, обеспечивающих про­цесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного обра­зования;
       - разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необ­ходимости — специальные учебники и рабочие тетра­ди, учебные пособия для самого ученика);
       - активно использовать возможности дистанцион­ного образования как эффективного инструмента реа­лизации компетентностного подхода в образовании;
       - обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, уч­реждениями, ведомствами, обеспечивающими психо­лого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями;
       - обеспечить организацию взаимодействия учреж­дения с семьей, воспитывающей ребенка с ограничен­ными возможностями.
       На сегодняшний день, в этом плане в общеобразо­вательных школах предпринимаются попытки преоб­разований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного про­цесса различными средствами поддержки (психологи­ческой, логопедической, коррекционно-педагогической). Однако такие программы, как правило, недостаточно научно обоснованы. Зачастую программы сопровождения детей с ограниченными возможностями создаются специалистами, не имеющими специального образования.
       В современных условиях обнаружи­вается недостаточность, а порой и слабость существу­ющих форм поддержки и помощи детям. Многое делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов применительно к такой дея­тельности, низка их психологическая компетентность. Они слабо владеют методами психопрофилакти­ки отклонений в развитии, затрудняются в использо­вании методов психологической и педагогической коррекции. Многие педагоги общеобразовательных школ по­ка не совсем умеют работать с различными категориями де­тей, организовывать групповую работу и проводить уроки в деятельностной парадигме. Они не владеют современными технологиями построения образова­тельного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями.
       В целом же внимание к поддержке детей-инвали­дов, детей с ограниченными возможностями и всесторонней помощи им в процессе обучения в школе нуждается в существенном усилении.
       Разработка содержания и организационных прин­ципов деятельности субъектов помощи детям-инвали­дам и детям с ограниченными возможностями (школьной психологической службы, коррекционно-педагогической службы, социальной службы) возможна только на основе целостного представления о комплексной модели деятельности специалистов различного профиля: врачей-психиатров, невропато­логов, физиологов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов. Если усилия всех перечисленных специалистов будут разрозненными, то добиться желаемых результатов в воспита­тельной, учебной, психокоррекционной, профилакти­ческой работе будет невозможно.

       В настоящее время актуальной проблемой инклю­зивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является крите­рий ее доступности для ребенка с ограниченными воз­можностями.
       В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к обору­дованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях долж­на учитывать уровень современной жизнедеятельнос­ти общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социаль­ной активности и жизнеустойчивости ребенка.
       Также имеют место серьезные проблемы в исполь­зовании новых информационных технологий в обра­зовательном процессе, которые обусловлены следую­щими факторами:

       - отсутствие информационно-технологической инфраструктуры (в рамках учебного заведения), про­граммно-аппаратного обеспечения, оптимизированно­го на основе использования технологий, предназна­ченных для детей с ограниченными возможностями, отвечающего целям и задачам обучения, ин­дивидуальным потребностям обучаемых;

       - отсутствие условий, основанных на принципах создания технологической инфраструктуры, ориенти­рованной на инклюзивное образование: удобстве ис­пользования, доступности, гибкости, экономической доступности, рентабельности.

       Наличие у детей с ограниченными возможностями  проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональ­ной сферы и, часто, зависимости от взрослых, требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

       В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничения­ми принимать активное участие в повседневной жиз­ни, получать образование, работать или отдыхать.

       Для решения проблем в этой области в первую оче­редь требуется создание банка данных о существую­щих в настоящее время вспомогательных устройствах, как зарубежных, так и отечественных, используемых в образовательном процессе для всех категорий детей.

       В условиях быстрых изменений в науке и общест­венной жизни, стремительного развития информаци­онных технологий в качестве эффективного инстру­мента реализации компетентностного подхода в обра­зовании, в том числе лиц с ограниченными возможно­стями, целесообразно рассматривать дистан­ционное обучение. В условиях дистанционного обуче­ния учащийся, студент приобретает навык эффектив­ного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.

       Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых воз­можностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодей­ствия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в совре­менном обществе.

       Организация взаимодействия с семьей, воспитыва­ющей ребенка с ограниченными возможностями, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне и предполагает:

       - создание программно-методического обеспече­ния и координации решений по социально-психологи­ческой и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможнос­тями;

       - создание программно-методического обеспече­ния для выявления и коррекции проблем, возникаю­щих между членами семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями;

       - создание условий для реализации права родите­лей (или лиц, их заменяющих) на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилита­ции и образования;

       - активное вовлечение семьи в работу учрежде­ния, обеспечивающего сопровождение детей с ограни­ченными возможностями;

       - консультирование родителей по проблемам раз­вития их детей;

       - обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;

       - организация обратной связи родителей с учреж­дением.

       Таким образом, решение этих проблем и ряда других, возникаю­щих в условиях общеобразовательной школы, приве­дет к снятию барьеров в образовательной, професси­ональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклю­зивного образования.

       Список литературы:
       1. Алехина, С.В., Зарецкий, В.К. Инклюзивный подход в образовании в        контексте проектной иници­ативы «Наша новая школа» // Психолого-педагоги­ческое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.
       2. Малофеев, Н.Н. Почему интеграция в образо­вании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2007. № 11.
       3. Назарова, Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Науч­но-методический журнал «Коррекционная педагоги­ка». 2010. № 4 (40).
       4. Рубцов, В.В. Психолого-педагогическая подго­товка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
       5. Шипицина, Л.М. Многоликая интеграция // Де­фектология. 2002. № 4. — С. 19.