Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Инклюзивное образование и робототехника

Инклюзивное образование и робототехника

Омарова Айгуль Бекеновна, IT - специалист лаборатории посткурсовой поддержки и внедрения инноваций кафедры инновационного образования и информационных технологий, тренер по робототехнике филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», г.Кокшетау, магистр естественных наук, член - корреспондент Международной академии информатизации

Одним из направлений образовательного процесса является реализация личностного потенциала ученика, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности и идей инклюзивного образования через выработку необходимых и достаточных условий эффективного интегрированного обучения детей с задержкой психического развития, внедрение модели комплексного сопровождения всех категорий детей с особыми образовательными потребностями, внедрение современных технологий и новых форм профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми [1].

 

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовать его деятельность. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, которая сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющая ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду, которую можно успешнее реализовать, используя Lego - технологии.

Учителя, работающие с таким контингентом учащихся, испытывают трудности, обусловленные рядом причин. Школьные программы и сроки их прохождения, в целом, являются стандартными как для учащихся общеобразовательных, так и для коррекционных классов. И хотя для специальных коррекционных классов предполагается некоторая вариативность в прохождении программ (ее объем и сроки), но на выходе общие требования к результатам обучения остаются едиными.

Учащиеся, попадающие в коррекционные классы, характеризуются не только недостаточной сформированностью основных психических функций (внимание, слуховое и зрительное восприятие, пространственная ориентация, память), но и ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний. Все это является дополнительными причинами, препятствующими успешности их обучения.

К моменту изучения некоторых общеобразовательных предметов у многих учащихся в ходе постоянного переживания учебных неудач сформировывается негативное отношение, как к школе, так и к самому процессу обучения.

Работа в данных классах не вызывает особого воодушевления у учителей, т.к. она сопровождается дополнительной ответственностью, повышенным эмоциональным напряжением и низкой результативностью.

Вышеперечисленные проблемы обуславливают необходимость в выработке педагогических условий эффективного обучения детей с задержкой психического развития в условиях обновления содержания образования.

Педагог ставит перед собой конкретные задачи, направленные на создание условий для воспитания, образования и интеллектуального развития детей с задержкой психического развития. Учебно-воспитательный процесс направлен на коррекцию недостатков психического развития и эмоционально-волевой сферы.

Образовательная робототехника объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты, тщательно продуманную систему заданий и четко сформулированную образовательную концепцию, побуждает ребёнка к познанию, к деятельности.

Введение курса робототехники, связаны с ее возможностями и решаемыми с ее помощью задачами. Ведь для детей с ограниченными возможностями здоровья /ОВЗ/ обучение - важнейшая часть социализации и реабилитации.

Робототехника - это решение задач в игровой форме и с понятными для ребенка учебными материалами. Реализация реабилитационной робототехники направлена на развитие творческих технических навыков у детей. Оптимальная форма обучения в такой ситуации – это предметно-практическое обучение, когда дети, осваивая робототехнический конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают определённый «продукт» своей деятельности – модель и возможность представить его сверстникам. Подобная презентация продукта своего творчества – важный аспект социализации и самореализации для детей с ОВЗ, этап личностного развития ребёнка.

Во время занятий создаются проблемные ситуации, решение которых предполагает конструирование и программирование робота. На занятиях используется робототехнический комплекс LEGO WeDo 1.0 и ноутбуки для управления и программирования роботов [2].

Конструирование и программирование проводится в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о своём проекте, что способствует развитию речи и умению публичных выступлений.

Безусловно, внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеет преимущества.

В процессе обучения дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.

Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности, позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.

Своевременная систематическая психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с нарушениями в развитии, социальной адаптации ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деятельности также может успешно осуществляются с использованием конструктора Lego. В системе образования психологическая помощь этим детям реализуется в разных методических формах коррекционно-развивающих занятий.

 Конструктор Lego можно использовать для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики учащихся начальных классов по следующим направлениям:

-  конструктор Lego - средство активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов;

-  использование Lego для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

-  игровая деятельность с конструктором Lego как средство диагностики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии;

-  Lego применяется в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи;

-  использование Lego в коррекционно-педагогической работе детей с эмоционально-волевыми нарушениями и проблемами в общении;

-  использование Lego в коррекционно-развивающей работе с детьми по формированию у детей восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развития зрительного внимания, памяти;

-  диагностическая и терапевтическая работа с конструктором Lego, тестовые методики для выяснения личностной проблемы ребенка;

-  коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы общения со сверстниками.

С помощью Lego - конструктора можно проводить также и логопедические занятия, предполагающие как объяснение нового материала, так и повторение, и закрепление пройденного. Помогают воплотить задуманное четкая классификация и систематизация комплекта Lego - конструктора по тематическим разделам. Применение Lego на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

-  развитию лексико - грамматических средств речи в рамках определенных тем;

-  постановке и автоматизации звуков в ходе игры развитию сенсорных представлений (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета и их оттенки);

-  овладению звуко - буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

-  формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

-  развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

-  тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

-  сплочению детского коллектива, формированию чувства эмпатии друг к другу формированию и закреплению определенных «саногенных состояний» (например психического состояния успеха) [3].

Как показала практика, все эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию.

Литература:

1. Оборудование педагогического процесса в начальной школе / Составитель и ответственный редактор Г. Ф. Суворова – М.: Изд-во Просвещение, 1975

2. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: Изд-во ЛИНКА - ПРЕСС, 2001

3. Волина, В. Загадки от А доЯ: книга для учителей и родителей. – М.: Изд-во ОЛМА - ПРЕСС, 1999

4. Научно-популярное издания для детей / «Я открываю мир» / Л. Я. Гальперштейн. – М.: Изд-во Росмэн-Издат, 2001