Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Роль словесных игр в развитии связной речи дошкольников

Роль словесных игр в развитии связной речи дошкольников

 Жылкышина Сауле Сембековна, воспитатель I категории мини-центра «Радуга» КГУ СШ  №18
Кукина Юлия Евгеньевна, зав. кафедрой ППС ПРУ филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

 Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Так, в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080, перед педагогами – дошкольниками были четко поставлены цели - «формирование у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитание общечеловеческих ценностей, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мәңгілік Ел», а также социально-психологическую, личностную, волевую, физическую и интеллектуальную подготовку детей к школе. А задачей образовательной области «Коммуникация» является - «формировать навыки свободного общения с взрослыми и детьми; развивать устную речь детей в различных формах и видах детской деятельности; побуждать интерес к детской литературе» [1]. Такие цели и  задачи выполнимы только при хорошей связной речи дошкольника. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

 

Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами - всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая [2].

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Так же в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи.

Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. «Игра – это самое серьёзное дело. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – так писал В.А.Сухомлинский. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра.

Словесная дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей, «самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями. Это значит - отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи» [2]. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника - участника игры. Именно в процессе игры у ребенка активно происходит психическое развитие - развитие воли, памяти, внимания, воображения. Они активно включаются в словесно-речевые игры. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Но начинаются игры, конечно же, с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме [3]. («УЛЫБКА» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены; «ТРУБОЧКА» - вытягивание губ вперед трубочкой; «УЛЫБКА» - «ТРУБОЧКА» - чередование; «КАЧЕЛИ» - чередование движений языка вверх-вниз и т.д.)

Дыхательная гимнастика для развития речи

Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

  • речевой слух,
  • речевое внимание,  
  • речевое дыхание,
  • голосовой и речевой аппарат[3].

Упражнение «Футболисты» - Поочередно, дети  дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

Упражнение «Кораблики» - Ребенок дует на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

Для удобства использования словесных игр в своей практике я использую методики предложенные Бондаренко А.К. [4]:

«В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной активностью. Это особенно важно для развития детей.  Игра со словом сопровождается движениями в ритм стихотворения». Особенно, если день начинается с хорошего эмоционального настроя. Ежедневный эмоциональный круг приветствия, где дети по очереди рассказывают стихи, потешки о животных, птицах, о погоде, о предметах и все это сопровождается движениями, позволяет сделать вывод: с игрой он познает весь окружающий его мир, поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитии речи дошкольника, его воспитании и взрослении. А считалочки, стихи на казахском языке играют очень большую роль в произношении специфических звуков, формирует интерес и желание говорить русскоязычным детям на государственном языке, воспитывает толерантность. Считалочка вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость.

Бірім, екім. Тығыл бекім
Мен саспайын, сен бол  дайын
Сары шымшык, сен тұр, сен шық.

Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, ломать голову, так и в широком использовании игровых элементов: считалочки, сговора, соревнования, разыгрывания фантов и т. д.

«Сходства и различие»

Ход игры: Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь | День – ночь

Телефон - радио | Помидор - огурец

Самолет - ракета | Стол - стул

«Будь внимательным!»

Ход игры: Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например, матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.

Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного; в этом случае используют брошенный мяч, считалочку, переданный предмет.

Применяю следующие виды игр с мячом:

-  Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.
-  Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).
-  Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)
-  Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).
-  Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.
-  Перебрасывание мяча с добавлением нужного слова по смыслу  «Продолжи меня..» (зима- холодная, снежная, морозная, чай- горячий, сладкий, с сахаром,  и т.д)
-  Перебрасывание  мяча на  правильное произношение окончаний  - « Исправь меня» ( теплый шапка, красивый кукла, помогай-ка мне …и т.д)
-  Перебрасывание мяча на быстроту мышления - «Съедобное – не съедобное».
-   Перебрасывание мяча на «Назови ласково» (стол- столик, окно- окошечко, зима- зимушка).

При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам. Любая дидактическая игра содержит в себе определенные правила, которые направляют игру, организуют поведение детей. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Такие как:

Назови одним словом»

Ход игры: Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями. Предложите ребенку назвать одним словом:

- стол, стул, шкаф - это...

- собака, кошка, корова - это...

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря. Ход игры: играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернется к ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении. Слова для игры: собака-лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет, прыгает, догоняет, ест, лежит, играет; и т.д.

Дети очень любят загадки, всегда внимательно их слушают, активно принимают участие в поиске ответа. Такая малая форма устного фольклора, как загадки, развивает любознательность, реакцию, внимание, речь, память, чувство музыкального и поэтического ритма, креативность мышления и даже чувство юмора. Таким образом, наблюдая за игровой деятельностью детей знакомясь с разнообразием дидактических игр, я пришла к выводу, что словесная дидактическая игра таит в себе больше возможности и должна включаться во все системы дошкольного воспитания и является одной из форм обучения.

Так как:

ü    В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

ü    Учиться выполнять правила игры.

ü    В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.

ü    В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности. В игре идет интенсивное развитие речи.

ü    В игре формируются новые мотивы и потребности.

У детей вырабатывается устойчивое внимание, повышенный интерес к решению умственных задач и желание преодолеть препятствия, справиться с задание с каждым годом возрастает. Таким образом, дидактическая игра стала одной из ступенек подготовки детей к школе. Эти слова принадлежат Фридриху Фребелю - первому основоположнику системы дидактических игр для детского сада. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»,- говорил В.А Сухомлинский. Но «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра»,- считал А.С. Макаренко. Только творческий подход к работе и позитивный характер личностного взаимодействия приводит к личностному росту педагога и воспитанников, и проявляется в согласовании целей, сопровождается педагогической позицией на равных, адекватной обратной связью, позитивными отношениями между участниками воспитательного процесса.

Для педагога такая работа создает условия для личностного роста, развития творческой активности, рефлексивных способностей, повышения уровня самоактуализации, что подтверждается моделью: «Использование словесных игр как средство развития речи дошкольников».

 Список литературы:
1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения(Утвержден приказом  Министерства образования  и Науки  РК от 12 августа 2016 года № 499)
2. Интернет-ресурсыhttp://doshvozrast.ru/igra/igra061.htm
3. Кудилова А. А., Немцова И. И. Роль артикуляционной гимнастики в устранении нарушений звукопроизношения при дислалии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36.
4. Бондаренко А.К.  «Словесные игры в детском саду»  М., Просвещение, 1974.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.