Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе. Тема: «Бөрік»

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе. Тема: «Бөрік»

Троцкая Людмила Александровна, воспитатель КГКП «Ясли-сад «Пчёлка»Глубоковский района Восточно-Казахстанская области

Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникации,Познание, Социум, Творчество.

Разделы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, конструирование, аппликация,

Тақырыбы/Тема: «Бөрік»

Мақсаттары/Цели: имеет представление о праздниках и обычаях казахского народа.

 

1.Тәрбиелік-воспитательная: бережно относиться к традициям и культуре казахского народа, к предметам национальной одежды.

2.Дамытушылық развивающая: задавать вопросы и отвечать на них, составлять предложения по предложенным картинкам,называть национальную одежду (колпак, бөрік, көйлек, жейде, камзол, шопан и др) и особенностями ее украшения, находить сходство и различие в предметах одежды, знать обозначение карточек-символов.

3.Оқыту-обучающая: использовать словарный запас, развивать разговорную речь, мышление, память.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: игровая, здоровьесберегающая, задания на развитие критического мышления, работа в команде, формативное оценивание.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Кукла Сауле в национальной одежде, презентация «Бөрік», презентация «Орнамент», иллюстрации с изображением национальных праздников, разрезные картинки-пазлы, резиночки для руки трех цветов(разбиться на группы), картинки предметов казахской национальной одежды, картинки наборные, круг «Свойства», борык из картона на каждого ребенка, орнаменты, перья, клей.

Көптілдік. Полиязычие: одежда-киім-clothing, колпа, бөрік, көйлек, жейде, камзол, шопан, головной убор-бас киім-headgear.

Голубой (көк - Blue ),

Красный (қызыл - red),

Желтый(сары - Yellow),

Черный (қара - black),

Зелёный (жасыл - Green).

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру-разминку «Хорошо»

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! Жақсы! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! Жақсы! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! Жақсы! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! Жақсы! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! Жақсы! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! Жақсы! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! Жақсы! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы)

Хорошо! Жақсы!

2. Негізі бөлімі/ основная часть:

Воспитатель: Сәлеметсізбе, балалар. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам пришла в гости Сауле, поприветствуем ее (воспитатель вносит куклу Сауле в казахском национальном костюме).

Полюбуемся, на ней казахский национальный костюм. Она к нам приехала на целую неделю, чтобы рассказать много интересного про нашу страну Казахстан.

А сначала давайте послушаем стихотворение о Родине, которые прочитают Сева, Саша.

От Южного Урала до Алтая,

Где расцветает в яблонях земля,

Лежит земля от солнца золотая,

Мой Казахстан, Республика моя!

 

Отан менын ата анамын,

Отан досым бауырым,

Отан- олкем Астам,

Отан туган аулым.

Воспитатель: Ребята, совсем скоро мы отмечаем казахстанский праздник. Назовите его. (День Независимости РК)

Какие ещё казахстанские праздники вы знаете (Наурыз, День Батыра.)

Игра «Собери пазлы». Работа в командах (Раздаются резиночки-браслеты трёх цветов для деления на 3 команды). Дети в командах собирают разрезные пазлы и подбирают картинку, которая ассоциируется с данным праздником.

Воспитатель: Молодцы!Давайте вспомним, накануне праздника Дня Независимости РК какие пожелания можно сказать друзьям, родным и близким людям?

- Желаю успехов во всех начинаниях!

- Желаю мира на нашей земле!

- Желаю плодородия на всей земле!

Воспитатель: На праздниках все казахстанцы надевают красивую казахстанскую национальную одежду, украшенную орнаментом.

И сейчас Тальяна представит нам сообщение об орнаменте.

 Слайды.

- Орнамент - это слово обозначает украшение. Казахские узоры имеют конкретное значение. С давних времен орнаменты считались оберегами, которые защищали людей от зла, приносили счастье. Ими украшали одежду, ювелирные изделия, жилища, посуду, ковры. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали. Орнамент бывает растительный, зооморфный, геометрический, космогонические.

Воспитатель: у казахов всегда цвет имел символический смысл.

Голубой (көк)– символ неба.

Красный (қызыл)– символом солнца, огня.

Желтый(сары) – символом разума.

Черный (қара) – символ земли.

Зелёный (жасыл) – символ молодости, весны.

Ребята называют цвета на английском и казахском языках.

Игра «Соедини картинки» - составь предложение.

Дети берут по две картинки и составляют предложение.

Карандаш – көйлек: платье можно раскрасить карандашом.

магазин – жейде: рубашку можно купить в магазине.

Картинки с предметами казахской одежды и картинки: дождь, утюг, игла, стиральная машина, подарок, лошадь, сумка, мыло, вода, орнамент, микрофон, зима, машина, лошадь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня Сауле рассказала мне печальную новость. Один бай украл у молодых девушек головной убор. А называется он бөрік.

Давайте послушаем сообщение о головном уборе бөрік, приготовленное Аней.

Слайды.

- Бөрік - один из популярных головных уборов. Его носят как мужчины, так и девушки. Бөрік покрывали дорогой тканью, нижнюю часть обшивали мехом пушных зверей. Молодые жигиты, певцы, акыны носили вышитый бөрік с перьями филина. Раньше жигиты и взрослые мужчины не ходили без головного убора. Самый известный бөрік – шапка Мономаха.

Игра – свойства: бөрік.

По кругу раскладываются карточки с условным изображением: что это, цвет, форма, из чего сделан, запах, действие, сколько частей имеет, количество, холодный-горячий, какой на ощупь, и др.

Каждый ребёнок по карточке задаёт вопрос и отвечает на него.

- Какого бөрік цвета? Бөрік красного цвета с черным мехом.

Слушаем всех. Молодцы!!

Воспитатель: Ребята, у подружек Сауле испортилось настроение перед праздником. Ребята, теперь, когда мы рассказали о головном уборе давайте поможем подружкам Сауле? Сделаем им новые головные уборы?

Для того, чтобы получились красивые головные уборы, сделаем разминку.

Разминка:

Шаршасандар, балалар,

Колдарынды созыңдар

Саусақ тармен ойнаңдар

Бөрікты жасай бастандар.

Воспитатель выдает детям образцы геометрической формы и предлагает украсить ими бөрік (конструирование)
Рефлексивно-корригирующий момент:

Приглашаю вас всех встать в круг, пусть Сауле посмотрит, какие головные уборы вы сделали для её подружек. И я думаю, что праздник у подружек удастся и принесёт много радости.

Рефлексия «Солнышко».

Воспитатель: Скажи, что понравилось, может что-то было трудно, или не получилось и положи лучик с тем смайликом вверх, который соответствует твоему настроению. Объясни своё настроение.

В заключении нашего занятия по традиции Казахстана хочу порадовать вас Шашу. Что бы сопутствовала удача, нужно поймать конфетку.