Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Организация опытно-экспериментальной работы во дворце творчества школьников как способ активизации инновационного потенциала педагогов и обучающихся

Организация опытно-экспериментальной работы во дворце творчества школьников как способ активизации инновационного потенциала педагогов и обучающихся

Карашанова Галия Дакияновна, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе КГКП «Дворец творчества школьников», г. Усть-Каменогорск

   Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межэтническому взаимодействию, умеющие не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Решению данных задач способствует ОЭР в образовательном учреждении.

 

   Современное состояние социума лишает человека эмоционального комфорта, обостряет проблемы социально-экономического характера (низкая заработная плата, рост цен, жилищно-бытовые проблемы и др.), нарушает гармонию поколений, размывает нравственные ценности, снижает ценность позитивного общения и самой человеческой жизни. При этом дополнительное образование играет определяющую роль в создании инновационной среды, основанной на знаниях и наукоемких технологиях. В этих условиях необходим решающий поворот современного общества к проблемам человека, что определяет перспективу дополнительного образования как гуманной, гармоничной, развивающейся системы.
    Опытно-экспериментальная деятельность в ДТШ основана на методическомом анализе существующей практики, направлена на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности. В основу опытно-экспериментальной работы во Дворце творчества школьников положен принцип внедрения инновационных идей и проектной технологии в работе с обучающимися для создания комфортных условий и  взаимодействия участников образовательного процесса. Идея самореализации обучающегося и педагога осуществляется через рост личностных достижений, выбора образовательного маршрута, программ, методов обучения и воспитания на основе всестороннего педагогического анализа образовательного процесса во Дворце.
    Развитие образования ориентировано на будущее детей, педагогической профессии. Поэтому работникам Дворца творчества школьников необходимо смотреть не просто в завтрашний день, а на годы вперед. Просчитывать шаги, продумывать проекты и изобретать «ноу-хау», которые бы двигали образовательную систему Дворца вперед. Экспериментальная и инновационная деятельность  субъектов образовательной системы разрабатывать, апробировать и внедрять  новые технологии обучения и воспитания, новые механизмы управления, организации контроля качества образования.
    Основной целью ОЭР в ДТШ является разработка, апробация и создание модели образовательной системы для организации исследовательской и проектной деятельности в ДТШ, активизация инновационного потенциала и проектной деятельности педагогов для повышения социализации обучающихся. Реализация  экспериментальной работы является мониторинг социокультурной, социально-педагогической, социально-организационной ситуации в ДТШ; определение проблемных зон развития ДТШ; анализ и диагностика организационно-педагогических условий деятельности методической службы в ДТШ; формирование базы данных об инновационном педагогическом опыте (технологии, методики, критериальная база и т.д.). Вместе с тем  разработана модель образовательной системы для организации исследовательской и проектной деятельности; принципы и основные подходы методического сопровождения непрерывного образования педагогов, роста их профессиональной компетентности.

      Опытно-экспериментальная работа в ДТШ заключается:
1) в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжирование и исследование проблем в зависимости от практической потребности и готовности ОДО к их разрешению;
2) в разработке и реализация целевых индивидуальных и авторских программ, новых методик и технологий, разработка оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создание учебно-методического комплекса;
3) в структурировании образовательных программ на основе принципов синхронизации и интеграции изучения материала;
4) в создании банка данных о наиболее эффективных педагогических и методических системах, технологиях;
5) в сотрудничестве педагогов внутри организации, с образовательной и культурной средой города, области, в сотрудничестве педагогов с одаренными обучающимися и их родителями в опытно-экспериментальной работе;
6)  в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур;
7) в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности.

    По характеру решаемых проблем и ожидаемых результатов ОЭР в ДТШ являются педагогические микроисследования, прикладные исследования, методические разработки, внедрение инновационного педагогического опыта в практику работы.

    Педагоги Дворца ведут исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными планами, утвержденными методическим советом, периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно-практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, презентация дидактического материала и др.). 
   Опытно-экспериментальная работа осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах (секции, лаборатории, творческие мастерские, временные объединения, экспериментальные группы и др.). Педагоги-исследователи собираются на совещания для обсуждения хода и итогов работы, выступают с творческими отчетами, организуют выставки, утверждают планы дальнейшей деятельности, научно-практических конференциях разного уровня.

Основные результаты опытно-экспериментальной работы за последние пять лет  во Дворце творчества школьников представлены:

  • сборник методических разработок  ДТШ «Опыт. Поиск. Практические исследования», 10 педагогов (февраль,  2014г.);
  • сборник материалов городской научно-практической конференции, КАСУ «Непрерывное образование: иннвационные подходы в системе «Школа – колледж - вуз», опубликованы статьи восьми педагогов.
  • на региональном научно-практическом семинаре «Роль методической службы в инновационной деятельности педагога дополнительного образования» (27 февраля 2014 г.) – 7 педагогов;
  • на городской  научно-практической конференции «Дополнительное образование: проблемы, тенденции, перспективы» (26 сентября 2014 г.);
  • выступление в областном этапе республиканского конкурса «Фестиваль педагогических идей», ноябрь 2014 г. – 3 участника, 1 победитель (III место);
  • публикация лучших методических разработок  ДТШ в сборнике «Калейдоскоп методических идей» - 11 педагогов;
  • публикация статей по проблемным темам дополнительного образования в журнале «Педагогический вестник», №6, 2013 г., №№1,2,3 2014 г. – 4 педагога; №1, 2017 г. – (Баранова И.Ф., Коротков В.Н., Асташкина Г.В., Сенотова О.А.), №1, 2018 г. (Халелов Е.Х.)
  • выступление в рамках Мастер-класса на областной выставке  «Методический вернисаж» (октябрь, 2014 г.) – 1 педагог;
  • участие в Республиканской научно-практической конференции «Педагогические технологии как эффективная система методов, способов, приемов обучения и воспитания, направленных на развитие функциональной грамотности школьника», май, 2015 г.;
  • участие в международном  семинаре, при поддержке ЮНИСЕФ в рамках реализации проекта «Шанс», 5 педагогов, 2016 г.;
  • Публикация статей по проблемным темам дополнительного образования в журнале «Педагогический вестник», №6, 2015 г., №6, 2016 г. (Асташкина Г.В., Коротков В.Н., Сенотова О.А.) №№1,2, 2017 г. – 4 педагога;
  • участие в (заочной) Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях глобализации современного общества», ВКГУ имени С. Аманжолова, 2017 г., 11 педагогов;
  • публикация статей в республиканском учебно-методическом журнале «Вестник образования», 2017 г. – 4 педагога; 2018 – 4 педагога;
  • создан сборник образовательных программ, 2017 г., 15 педагогов;
  • сборник воспитательных проектов, 11 педагогов, 2017 г;
  • методические рекомендации в организации учебного занятия и воспитательного мероприятия, 2017 г.;
  • сборник лучших разработок открытых занятий и мастер-классов, АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР ВКО, материалы областного семинара, февраль, 2018 г.;
  • сборник материалов республиканских курсов повышения квалификации, работы педагогов с 2016 г. по 2018 г., 2018 г.

    Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства. Конкурсы предназначены создать благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста. Участие в конкурсе  влияет на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.
    Ежегодно по разработанной циклограмме проводятся традиционные конкурсы среди педагогов: «Лучший педагог ДТШ», «Лучшее электронное портфолио», «Лучший творческий отчет», «Лучшая образовательная программа»  среди аттестующихся педагогов. Особую популярность приобретают конкурсы «Педагогический марафон», «Педагогический КВН», «Творческий Олимп», в рамках которого проводится конкурс на лучший учебный кабинет и освещается система работы педагога с обучающимися и родителями.
   Конкурс «Методический калейдоскоп» занимает своё достойное место среди профессиональных конкурсов в ДТШ. Он стимулирует педагога на публикацию  своих наработок в виде статей в методических изданиях, сборниках научно-практических конференций, раскрывать свой творческий потенциал при участии в семинарах, посвященных животрепещущим проблемам современного дополнительного образования. Лучшие разработки воспитательных мероприятий, открытых занятий публикуются через создание сборников методической продукции.
  Участники городского/областного конкурса «Лучший педагог дополнительного образования» демонстрируют свое профессиональное кредо: и в защите творческого проекта,  его публичном представлении, и в проведении открытого занятия на базе другого ОУ с незнакомой аудиторией обучающихся, и в самоанализе проведенного открытого занятия. Опыт педагогов ДТШ представлен на различных профессиональных конкурсах. Так, участниками городского конкурса «Лучший педагог дополнительного образования» являются Коротков В.Н. (2016 г.), Шведунова И.М. (2018 г.); «Лучший педагог-организатор» - Фарафонов А.А. (III место), Сапаева А.Н (Грани-при). В конкурсах областного уровня приняли участие Зайнолда И.Ж. Победителем республиканского конкурса «Педагогические инновации» является Сапаева А.Н. (III место, г. Алматы, 2017 г.)

   Четко спланированная работа с педагогами по участию в профессиональных конкурсах дает положительные результаты. Педагоги, принявшие участие и занявшие I место во внутренних конкурсах делегируются для участия  в профессиональных конкурсах различного уровня.

    В 2014 г. в областном конкурсе «Методист года» заняли II место.
  В областном этапе республиканского конкурса педагогических инноваций «Методический вернисаж»  заняли III место (2015).
    Образовательные программы 11 педагогов вошли в сборник лучших образовательных программ (2016 г., образовательный центр Шыгыс УО ВКО)
   В республиканских дистанционных конкурсах на лучшую образовательную программу, организуемых РУМЦДО, педагоги Шведунова И.М., Байботанова М.С., Харина Т.С., Пугач Н.В., Смаилова М.С. заняли призовые места; Акрамханова Г.К. – сертификат за участие в конкурсе.
    В городском конкурсе «Лучший педагог дополнительного образования-2018» приняла участие педагог студии журналистики Шведунова И.М.
   В республиканском конкурсе «Педагогические инновации», Сапаева А.Н., г. Алматы,  III место, 2017 г.
   Конкурс собирает педагогов, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугаются публичной оценки своей деятельности и смогут заявить о себе. Профессиональный конкурс может послужить  средством повышения квалификации, развития творческих способностей. Благодаря данной форме методической работы можно получить блестящую возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять  и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших педагогов дополнительного образования. Приобретенный опыт участия в конкурсах  играет значительную  роль в повышении  педагогического мастерства, стремлении реализовать и достичь поставленную цель, активная подготовка к конкурсу, а также организационно-методическая помощь, поддержка коллектива, администрации, - все это в комплексе послужило тому, что подготовленный педагог может стать победителем конкурсов различных уровней.
    Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования –  с 2013 г. по 2017 г. по всем предметам художественно-эстетического и социально-педагогического направлений  повысилось на 12%.
   Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаи­модействие ДТШ с семьями обучающихся, активизиро­вать педагогическое общение родителей с детьми. Важным момен­том проведения конкурсов является соревновательный дух.
    А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
   Опыт свидетельствует, что конкурс помогает не только передовым, но и начинающим педагогам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства, ведь в конкурсах развиваются профессиональные способности педагогов, а также те качества, которые способствуют успехам в профессии и помогают самореализации личности.

 Литература
1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/В.А. Сластёнин, И .Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
2. Избранные афоризмы. В помощь преподавателю: брошюра / Краевое государственное образовательное учреждение ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» - П-К, 2010. – 6 с.