Бұл санынан оқитындарыңыз / Читайте в этом номере

"Ұстаз Әлемі-Педагогический мир" №8(27)-2019

Подать статью для публикации:

Талаптар / Требования

Информационно-педагогическая газета ВКО - Нужен ли театр школе?

Нужен ли театр школе?

Тишкина О.Н., учитель изобразительного искусства, руководитель школьного театра КГУ «Школа-гимназия №10», г. Усть-Каменогрск

             Сегодня театр в школе - потребность времени. Дети неохотно идут в театр, но с удовольствием играют на сцене. Постановки в театральной студии  проводятся  в параллелях  классов, по мере освоения культуры определенной исторической эпохи, например эпохи Древнего Египта, Древней Греции, где ставятся сказки, мифы. Для эпохи Просвещения или Возрождения для постановок берутся произведения известных авторов. Но пятиклассникам и шестиклассникам бывает трудно справиться с исполнением индивидуальных ролей, а получить удовольствие от игры на сцене должны все, поэтому в сказках и мифах мы используем костюмы и реквизит, не менее, поражающие воображение, чем сами роли.  Головные уборы, украшения к костюмам,  реквизит для спектакля дети  рисуют и мастерят сами  на занятиях студии изобразительного искусства, внимательно изучив картины старых мастеров, фрески, скульптуры, проводя сложную исследовательскую работу. Театр обладает волшебным средством, позволяющим примерить на себя век минувший, способность выразить на сцене другую личность, вызывая у подростка новое переживание, дающее возможность понять другого человека.

 

   Театр-это совершенно особое восприятие окружающего мира, особый инструмент, воспитывающий культуру чувств, переживаний, дающий опыт эмоционально- ценностного отношения к миру. Театр, как, вероятно никакое другое искусство способен помочь развитию у ребенка подвижной живой души. Его душа становится более гибкой, способной к сопереживанию, состраданию, получая тем самым способность лучше понимать других людей и весь мир.

Совместная игра в театральных постановках решает многие психологические проблемы и проблемы общения. Успех  равно выпадает всем, дети чувствуют ценность каждого в этом деле. Как только подросток достигает этапа  осознания своей неповторимости, он начинает нуждаться в способах моделирования жизни, способных уловить этот новый  строй человеческого сознания. На помощь приходит театр, помогая пройти подростку сложный путь к себе. А так как театр - искусство коллективное, дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный школьный процесс. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость.

Театр  воспитывает в наиболее притягательной для детей форме - в игре. И здесь неоспоримое преимущество театра перед другими искусствами. Задача в том, чтобы научиться использовать возможности театра сполна. Воспитательный механизм тонок и не всегда так просто уловим, ведь воспитывает детей игра и сама жизнь, ее условия, формы, нравственная атмосфера, созданные магическим "если бы".

В театральной студии дети имеют возможность расширить свое образование, и познакомится со сценическим искусством. Обучение сценическому искусству   идет одновременно с работой над спектаклем. Сам спектакль становится «площадкой» обучения сценическому искусству. Взрослый может ориентироваться на далекую перспективу, а ребенку нужен близкий результат – спектакль. Прикасаясь к миру искусства, педагогу приходится учитывать индивидуальность каждого ребенка, высвобождая его творческую природу, следуя ей, а, не подчиняя ее себе.

Ориентируясь на специфику гимназии, обучение сценическому искусству идет одновременно с более глубоким изучением языков: казахского, русского английского, немецкого. Спектакли ставятся на четырех языках, преподаваемых в школе.   Запомнился наш первый спектакль на английском языке с учениками десятого класса.  У ребят велико было желание совершенствоваться  как в английском языке, так и в актерском мастерстве.   Выбрали  «Укрощение строптивой»  В.Шекспира.  Одолеть всю  пьесу на английском языке не удалось, часть поставили на русском, так как, вживаясь в образы своих героев, актерам пришлось думать и мыслить на чужом языке, а это было для детей не так легко.  Попробовали применить свои знания немецкого языка и ученики одиннадцатого класса, поставив «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Сложные тексты на немецком языке учили на факультативных занятиях с учителем. Эти спектакли стали отправной точкой для постановок на иностранном языке. Каждый  год мы имеем в своем репертуаре  спектакли на английском и немецком языках.

        Чтобы идти в ногу со временем, в этом  году поставили с пятиклассниками спектакль на трех языках одновременно «Путешествие Пети Иванова и его встреча с инопланетянами» по мотивам произведений А. Волкова. Пришлось поработать учителям казахского и английского языков, переводя тексты сценария. Учителя иностранных языков с удовольствием берутся за это сложное и трудное дело - создавать театр в школе.

        С большим  желанием  старшеклассники участвуют в  постановках по русской классике. «Горе от ума» А. Грибоедова,  «Свои люди - сочтемся», «Снегурочка» А. Островского, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Недоросль»  Д.И. Фонвизина эти первые  театральные работы придали сил и  уверенности в том, что театр нужен школе. Сомнения были, так как создание театральной постановки дело хлопотное и занимает много времени и сил. Не все родители и даже учителя понимают важность и нужность этой работы.

 Не обошли  стороной в своих театральных исканиях мы и зарубежную классику. Комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», «Скупой»,  В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» долго готовились старшеклассниками для показа, подбирались интересные костюмы, соответствующие эпохе, изготовлялся реквизит.  Получили удовольствие и зрители и сами актеры.

 Наши спектакли видели немецкие и американские дети. Для поездок в Германию по обмену школьниками всегда готовятся интересные постановки на немецком языке. Несколько спектаклей ставились по казахскому фольклору. Используя народные сказки «Проделки Алдара - косе», «Счастье Кадыра» писались сценарии и переводились на немецкий язык. Казахские песни, танцы, народные игры так же были включены в постановку, чтобы ознакомить немецких детей с культурой Казахстана. Такая работа способствует диалогу культур и межнациональному общению.

        Спектакли с участием  наших учащихся идут  на городских семинарах и конкурсах, на родительских собраниях,  в городских благотворительных мероприятиях.  С удовольствием участвуют в  театральных постановках и учителя.  Спектакли на английском языке давно получили признание коллег из других школ города.

В настоящее время готовится постановка на немецком языке героического эпоса «Нибелунги».  Ребята восьмого класса хотят принять участие в республиканском конкурсе немецких театров. С учителем немецкого языка учат тексты, работают над произношением.  Все вместе пытаемся найти интересные режиссерские решения для мизансцен спектакля.  Дети готовят костюмы, реквизит. С большой фантазией  идет изготовление дракона, который, мы надеемся, понравится жюри и зрителям.

 

 

За 20 лет существования в гимназии студии театрального искусства проделана  огромная работа по приобщению детей к искусству, развитию эстетического сознания, способности к сопереживанию. В природе искусства заложен высокий нравственный потенциал, поэтому погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику, так как закладываются не принудительно. Проникновение в собственную уникальную природу не имеет пределов, оно бесконечно.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод: задача учителя - не затрагивая собственного –Я - ученика, способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность когда-нибудь смогла стать его полным хозяином. Подведя итог размышлениям о своей педагогической работе, могу сказать, что я как учитель и те мои ученики, которые  вовлекались в процесс эстетической деятельности, были счастливы,  с удовольствием шли в школу, радуясь каждому дню, который приносил им новые впечатления.